Фрагмент для ознакомления
2
товаров и транспортных средств через таможенную границу связывается с необходимостью совершения ряда действий со стороны заинтересованных лиц и таможенных органов в отношении товаров и транспортных средств, которые ввозятся на таможенную территорию или вывозятся с этой территории. Обязанность выполнения таких действий обусловлена особым правовым статусом товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, что вызывает соблюдение запретов и ограничений на ввоз и вывоз, определение цели перемещения товаров и транспортных средств, уплату таможенных пошлин, налогов и т.д. Порядок выполнения таких действий регулируется нормами институтов таможенного оформления и применения таможенных режимов.
Объект исследования – товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС.
Предмет исследования – порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС.
Цель работы – изучить порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС.
Для достижения цели определены следующие задачи:
– рассмотреть порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС;
– рассмотреть особенности порядка и условий перемещения транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС.
Материал и методика исследования. Анализ регулирующих перемещение через таможню ЕАЭС товаров и транспортных средств нормативно-правовых актов и научных материалов, посвященных изучаемой тематике.
Работа состоит из введения двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС
В настоящее время ежедневно через таможенные границы государств перемещается огромное количество товаров. В отношении всех перемещаемых товаров совершаются таможенные операции. Таможенные операции – определенные действия, которые в отношении товаров совершаются либо декларантами, либо лицами, их представляемыми, либо самими таможенными органами.
Порядок совершения таможенных операций регламентируют Таможенный кодекс ЕАЭС , а также международные договоры в области таможенного дела. Если в каких-то случаях отсутствуют договоренности, то таможенные операции совершаются на основании законодательства стран-участниц ЕАЭС. Существует определенная зависимость от вида или категории товара, от того, какой вид транспорта используется при перемещении товаров для того, чтобы определить в каком порядке будут совершаться таможенные операции. Например, используется первоочередной порядок совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров. При этом меры таможенно-тарифного регулирования, ограничения либо запреты должны применяться полностью или частично, что и необходимо учитывать при определении порядка и технологий совершения таможенных операций. Вне зависимости от страны отправления, страны назначения или страны происхождения товаров – таможенные операции совершаются одинаково. При совершении таможенных операций таможенные органы выдвигают требования, которые должны быть обоснованными, помимо этого таможенными органами должно соблюдаться как международное, так и национальное законодательство стран-участниц ЕАЭС.
Как уже отмечалось, существуют категории товаров, в отношении которых предусмотрен первоочередной порядок совершения таможенных операций.
Так, в соответствии со статьей 87 Федерального закона от 03.08.2018 года № 289-ФЗ в России перечень категорий товаров, подверженных быстрой порче, и соответственно, и, в отношении которых в первоочередном порядке совершаются таможенные операции, определяется Правительством. Также эти категории товаров в соответствии с кодом представлены в единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (рис. 1).
Рис. 1. Категории товаров, подверженных быстрой порче
Помимо указанных товаров, таможенные операции совершаются в первоочередном порядке в отношении товаров, которые нужны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказания нуждающимся государствам гуманитарной помощи. Чрезвычайная ситуация возникает в результате катастрофы либо аварии, либо природного опасного явления и представляет совокупность обстоятельств и условий, опасных для жизни и здоровья человека на конкретном объекте или на территории. Перечень товаров, предназначенных в качестве помощи для ликвидации чрезвычайной ситуации достаточно широкий, и включает в себя в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30 сентября 2013 г. № 1765-р такие товары, как мыло и другие подобные средства; различные виды топлива, например, дрова; лекарства или иные лечебные средства; одежда, белье, обувь, матрасы; кухонные и столовые приборы; продукты питания, в основном нескоропортящиеся продукты (изделия макаронные, хлебобулочные, консервы мясные, молочные и рыбные, крупы, чай черный и зеленый, соль) и другая необходимая продукция.
В соответствии со статьей 286 ТК ЕАЭС таможенные операции в отношении международных почтовых отправлений также имеют ряд особенностей, которые, в основном, определены актами Всемирного почтового союза. Во-первых, требуемое количество сведений по перемещению международных почтовых отправлений достаточно ограничено; во-вторых, почтовые карточки, аэрограммы, письма, отправления для слепых перемещаются зачастую без подачи декларации и помещения под таможенные процедуры, если получено разрешение таможенного органа; в-третьих, не позднее 2 календарных дней на временное хранение оператором почтовой связи в месте международного почтового обмена помещаются международные почтовые отправления; в-четвертых, если в качестве декларации используются и принимаются документы, которые актами Всемирного почтового союза предусмотрены в качестве сопровождающих такие отправления, то если иное не установлено законодательством страны-участницы ЕАЭС, разрешается не представлять декларацию в электронном виде.
Первоочередной порядок совершения таможенных операций установлен и в отношении животных. Помимо этого, в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 для того, чтобы экспортировать редких диких живых животных необходимо предоставить лицензию таможенному органу, а помещение таких животных под таможенную процедуру беспошлинной торговли вообще запрещено. В России, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на согласование заявлений о выдаче лицензий и оформление других разрешительных документов на вывоз редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений, их частей и (или) дериватов, включенных в Красную книгу России, в торговле с третьими странами, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Разработаны и специальные условия в отношении товаров военного назначения. На основании специального Положения на ввоз и вывоз продукции военного значения устанавливается порядок выдачи лицензий. Выдаются лицензии Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству и только в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента и Правительства РФ. При этом Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству вправе проводить проверки по вопросу соответствия ввезенной или вывезенной продукции той информации, которая указана в лицензиях и вправе аннулировать или приостановить действие лицензии в определенных случаях.
Так же Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 установлены условия и особый порядок перемещения через таможенную границу ЕАЭС драгоценных металлов, в частности, ювелирных украшений. Провозить драгоценные металлы через таможенную границу могут как юридические, так и физические лица, но для этого физические лица должны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей и встать на учет в Российскую государственную пробирную палату при Министерстве финансов РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 г.): ратифицирован Федеральным законом от 14.11.2017 № 317 - ФЗ [принят Государственной думой 26.10.2017 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 47 (часть I). – Ст. 6843.
3. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 17.12.2019) «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» (вместе с «Порядком заполнения декларации на товары») // Таможенный вестник. – 2010. – № 12.
4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 29.04.2020) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133133/ (дата обращения 17.06.2020).
5. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 № 199 (ред. от 06.08.2019) «Об Инструкции об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии и Инструкции об оформлении разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров» // Таможенные ведомости –2014. – № 12.
6. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (ред. от 12.05.2020) «О мерах нетарифного регулирования» (вместе с «Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза органов и тканей человека, крови и ее компонентов, образцов биологических материалов человека», «Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза минерального сырья», «Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза диких живых животных, отдельных дикорастущих растений и дикорастущего лекарственного сырья», «Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких живых животных и дикорастущих растений, включенных в красные книги государств - членов Евразийского экономического союза», «Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов», «Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов», «Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза шифровальных (криптографических) средств», «Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров») // Таможенные ведомости. – 2015. –№ 12.
7. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 32 (часть I). – Ст. 5082.
8. Указ Президента РФ от 10.09.2005 № 1062 (ред. от 04.04.2019) «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» (вместе с «Положением о Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», «Положением о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами", «Положением о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения», «Положением о порядке рассмотрения обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения», «Положением о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения») // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 38. – Ст. 3800.
9. Указ Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1137 (ред. от 25.05.2020) «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 39. – Ст. 4923.
10. Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2013 №1765-р (ред. от 17.12.2015) «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152669/ (дата обращения: 17.06.2020).
11. Приказ ФТС России от 12 мая 2011 г. № 971 (ред. от 06.05.2013) «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115431/ (дата обращения: 17.06.2020).
II. Учебная литература
12. Бакаева, Ольга Юрьевна. Таможенное право : Учебник / О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко; Отв. ред. Н. И. Химичева. – М. : Норма, 2019. – 592 с.
13. Галин А.В. Правовое регулирование порядка совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров / Галин А.В., Раянова Э.Т. // Транспортное дело России. – 2019. – № 2. – С. 42-44.
14. Ликтан В.Т. Декларирование транспортных средств и автомобилей / Ликтан В.Т., Сат Д.А. // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXXIV Международной научно-практической конференции : в 2 ч. – Пенза, 2020. – С. 86-89.
15. Сальников И.А. Разработка базы данных для таможенного контроля транспортных средств международной перевозки / И.А. Сальников // Бюллетень инновационных технологий. – 2020. – Т. 4. – № 1 (13). – С. 94-100.