Фрагмент для ознакомления
2
Субтест 1: «Нарисуйте картинку». В субтесте испытуемому предлагается стимульный материал в виде вырезанного из цветной бумаги овала размером с куриное яйцо. Тестируемый должен приложить овал к листу белой бумаги и нарисовать законченную картинку, которая будет включать этот элемент. Картинке нужно дать название.
Субтест 2: «Завершение фигуры». Наиболее распространенный из трех субтестов, его часто используют отдельно и называют «Краткий тест творческого мышления Торренса». Суть субтеста - испытуемому предлагают 10 незавершенных фигур теста Торренса. Задача: завершить фигуру таким образом, чтобы получилась законченная картинка. Картинке следует дать название.
Субтест 3: «Повторяющиеся линии». Испытуемому предлагают изображение 30 пар параллельных линий. Задача: на основе каждой пары создать уникальный рисунок, который включает в себя исходные линии.
Тестирование проводят индивидуально или в небольших группах от 5 до 10 человек. Объективный результат достигается только в том случае, если тестирование проводится не как соревнование «кто быстрее и лучше», а как творческое задание, где любой вариант имеет ценность. Старайтесь создать расслабленную и непринужденную атмосферу во время тестирования, только так кандидаты смогут раскрыть свой творческий потенциал без опаски сделать что-то «неправильно». Для выполнения задания потребуется бумага, карандаши, ручки и листы со стимульным материалом.
4.Особенности интерпретации результатов проведения методики
Не смотря на кажущуюся простоту заданий, интерпретация теста - довольно трудоемкая процедура, которая требует навыка и опыта. Интерпретация теста Торренса на креативность онлайн, проведенная без специалиста, не может дать адекватных результатов[4, c 11].
Ответ кандидата считается неадекватным, если:
-рисунок представляет собой бессмысленную абстракцию;
-в рисунке не использован предложенный стимульный элемент;
-название картинки не имеет смысла или не связано с изображением;
-рисунок копирует один из предыдущих ответов.
Интерпретация результатов проходит по пяти критериям:
Критерий 1. «Беглость». Оценивается во втором и третьем субтесте. Она характеризует продуктивность человека с творческой стороны. Неадекватными признаются рисунки следующего плана: при создании не использовался стимул материал; варианты с бессмысленным названием; абстрактные зарисовки.
Критерий 2. «Оригинальность». Значимый показатель креативности. Степень оригинальности указывает на самобытность, не шаблонность, особенность творческого мышления человека. Посчитывайте показатель креативности по трем субтестам Торренса в соответствии с правилами: Оценка основывается на статистической редкости ответа человека от 0 до 2 баллов. Оценивается только рисунок, а не его название. Общая оценка получается в результате сложения баллов по всем рисункам.
Критерий 3. «Абстрактность названия». Тест креативности Торренса учитывает не только сам рисунок испытуемого, но и его название. Баллы за заголовок начисляют по следующей шкале: 0 баллов - кандидат дает название не конкретного объекта, а класса объектов, например «Дерево», «Облако», «Горы»; 1 балл - кандидат описывает конкретные свойства или действия объектов на картинке.
Например, «птицы над морем», «новогодняя елка», «человек болеет»; 2 балла - образные, метафорические названия, например, «белое безмолвие», «радость», «таинственный остров»; 3 балла - философские или абстрактные заголовки, передающие суть рисунка и его глубинный смысл: «Мой отзвук», «Метафора жизни».
Абстрактность названия говорит об умении кандидата выделять главное, понимать суть проблемы. Это связано с когнитивными процессами синтеза и обобщения.
Критерий 4. «Сопротивление замыканию». Этот критерий отражает способность оставаться открытым новизне, долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершать мыслительный скачок и создавать оригинальную идею.
0 баллов: фигура замыкается самым простым и быстрым способом: с помощью кривой или прямой линии, закрашивания или сплошной штриховки, цифры или буквы. 1 балл: решение превосходит заурядное соединение фигуры, а тестируемый замыкает фигуру быстро, но дополняет деталями снаружи потом. 2 балла: стимульная фигура не замыкается, оставаясь открытой частью, или замыкается с помощью сложной конфигурации [5, c 60].
Критерий 5. «Разработанность». Разработанность - это степень детализации рисунка, т.е. наличие в нем уточняющих элементов, теней,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алиева, Е. Г. Творческая одаренность и условия ее развития / Е. Г. Алиева // Психологический анализ учебной деятельности. - М. : ИП РАН, 2016. - С. 74.
2. Волкова Е.В. Использование методики Е. Торренса для изучения способностей студентов / Е. В. Волкова // Известия Уральского государственного университета. 2017. №50. С. 241-253.
3. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. 2016. №4. - С. 41.
4. Торшина, К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопросы психологии. - 2018. - № 8. - С. 12.
5. Фигурная форма А теста творческого мышления П. Торренса: Методические рекомендации по работе с тестом (для школьных психологов) / Пер. с англ, и общая ред. Е. И. Щебланова. - М., 2016. - С. 121.