Фрагмент для ознакомления
2
Показатели первого уровня - это целевые значения, описывающие желаемое состояние объекта на конец планового периода и закрепленные в документах стратегического планирования, в том числе в государственных программах Российской Федерации, а при их отсутствии - значениях. Предложены авторитетнейшими экспертами. Целевые значения, или индикаторы первого уровня, соответствуют критериям необходимости и достаточности обеспечения экономической безопасности. При достижении целевых значений большинства показателей при прочих равных условиях предполагается, что система функционирует эффективно и устойчиво. Отметим, что целевые значения субъективны и определяются балансом амбиций и реалистичных целей, как это представляется субъектам принятия политических решений.
Показатели второго уровня фиксируют переходные значения, характеризующие переломный момент, за пределами которого существенно снижаются устойчивость, конкурентоспособность, предсказуемость (предсказуемость) системы и теряется ее способность к саморазвитию без использования специальных дополнительных (анти- кризис) меры. За пределами этих значений начинают формироваться застойные и кризисные тенденции, но изменение качественных характеристик системы маловероятно. Однако в то же время следует помнить об относительности самой концепции устойчивости, которая может вступать в противоречие с потребностями структурной и технологической реструктуризации экономики. Например, дефицит бюджета в различных условиях можно трактовать и как показатель нестабильности системы, и как показатель ее динамического развития в зависимости от целей и выбранной модели развития.
Наконец, третий уровень показателей формируется критическими значениями, за пределами которых страна теряет экономическую и политическую независимость (государственный суверенитет), способность противостоять внешним шокам и внутренней напряженности5. Преодоление кризиса возможно только в случае перехода к мобилизационной экономике.
Существует два основных методологических подхода к обоснованию предельных (пороговых) значений показателей экономической безопасности второго и третьего уровней: 1) на основе экспертных оценок каждого из показателей, включенных в перечень; 2) по историческим аналогиям. Первый метод был использован экспертами Совета безопасности Российской Федерации и Института экономики Российской академии наук для обоснования предложенных ими перечней показателей экономической безопасности. Недостатком метода является то, что каждый показатель и его предельные значения рассматриваются отдельно от других показателей и значений6.
Риски и угрозы экономической безопасности всегда зависят от времени и места. В частности, критические точки, присущие одной стране, могут быть условно приемлемыми и приемлемыми для другой. Метод исторических аналогий основан на выборе определенных периодов новейшей истории России, которые соответствовали бы, по экспертной оценке, определенному состоянию экономики в контексте экономической безопасности. Эти периоды должны соответствовать как минимум двум критериям: 1) качественное изменение экономической ситуации, зафиксированное с помощью показателей экономической безопасности; 2) необходимость обязательного принятия комплекса специальных экономических, правовых, организационных мер для выхода экономики из опасного или уязвимого состояния.
Преимущество этого метода заключается в том, что оценки основываются на фактических отчетных значениях взаимосвязанных показателей; критерием оценки являются не отдельные гипотетические значения показателей, а ситуация в целом «как есть».
Предлагается рассматривать 2013 год как переходный период, предшествующий сложному кризису, начавшемуся в 2014 году, когда совместно реализовывался целый комплекс внутренних и внешних угроз. Многие из структурных ограничений, накопленных за предыдущее десятилетие, не преодолены. Это привело к серьезному замедлению экономического роста к началу 2014 года. Последующие события, в том числе резкое снижение цен на ключевые товары российского экспорта, усиление геополитической напряженности и ограниченный доступ к внешнему финансированию и новым зарубежным технологическим решениям в результате введения санкций Евросоюзом и США, привели к дестабилизации финансовых рынков и общему дисбалансу в макроэкономической ситуации. Наблюдалась тенденция к снижению валового внутреннего продукта (ВВП) в реальном выражении, резко ускорились инфляционная динамика и рост дефицита бюджета. Для нормализации макроэкономической ситуации и выхода на траекторию устойчивого экономического роста Правительством Российской Федерации разработан комплекс специальных мер, способствующих росту предпринимательской инициативы и позволяющих значительно увеличить объем частных инвестиций.
1995 год предлагается принять как кризисный период, когда катастрофический этап шоковой терапии (ваучерная приватизация, либерализация цен, либерализация внешней торговли) в основном завершился в результате проведения залоговых аукционов значительной части государства. активы по заведомо заниженным ценам перешли в собственность коммерческих структур (банков), соответственно снизился государственный контроль над народным хозяйством.
Для иллюстрации мы выбрали несколько показателей, утвержденных Стратегией в качестве показателей экономической безопасности: доля инвестиций в основной капитал в ВВП; уровень инфляции; доля инновационных товаров
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Беловицкий К.Б. Экономическая безопасность / К.Б. Беловицкий, В.Г. Николаев. – М.: Научный консультант, 2017. – С. 134.
2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 04.01.2016. – №1. – Ч. II. – Ст. 212.
3. Экономическая безопасность транспортных компаний и комплексов. Монография под редакцией Р.А. Кожевникова. – М.: Всероссийский институт научной и технической информации РАН, 2017. – С. 123.
4. Герасимов К.Б., Несоленое Г. Ф. Экономическая безопасность: учеб. пособие. Самара: Изд-во Самарского университета, 2018. 80 с.
5. Сенчагов В. К., Иванов Е. А Структура механизма современного мониторинга экономической безопасности России. М.: Институт экономики РАН, 2015.46 с.
6. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник / под ред. В. К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2018. 896 c.
7. Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз (первое полугодие 1995 года) // под ред. Г. В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 2020. 458 с.
8. Магомедов О. А. Методологические принципы оценки состояния экономической безопасности региона // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. № 3. С. 246-248.
9. Калина А.В., Савельева И.П. Формирование пороговых значений индикативных показателей экономической безопасности России и ее регионов // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2019. Т. 8. № 4. С. 15-24.
10. Андронова И.В. Внешнеэкономическая безопасность Российской Федерации: новые угрозы и их нейтрализация в условиях ускоренной евразийской интеграции: дис. ... д-ра экон. наук. М., 2018. 380 с.
11. Попов А. И. Экономическая теория. 4-е изд. СПб.: Питер, 2016. 544 с.
12. Акьюлов Р. И. Проблемы и перспективы мониторинга и оценки социально-экономической безопасности российских регионов // Вопросы управления. 2019. № 4. C. 78-86.
13. Глазьев С.Ю., Локосов В.В. Оценка предельно критических значений показателей состояния российского общества и их использование в управлении социально-экономическим развитием // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. № 4 (22). С. 22-41.
14. Федеральное казначейство. – Режим доступа: https://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov