Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Понятие «контент-анализ». Область применения контент-анализа 4
2. Проблема надежности информации, получаемой с помощью контент-анализа. Организация в применении 5
3. Методика и техника контент-анализа. 6
4. Практическое задание. 8
Заключение 12
Список используемой литературы 13
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сбор социологической информации – это важный этап любого исследования социологического характера. Но, так как процессы в обществе сложны, имеют огромное количество варианты, то и формы их проявления являются разнообразными. Возможность объективного анализа явлений социального характера, получение нужных результатов в огромной степени связывается с достоверностью и качество материала, который собран .
Социологическая информация представляет собой данные, сведения о социальных явлениях и процессах, полученных при проводимом социологическом исследовании, получаемом социологом и разных источников как объективного, так и субъективного характера . Специфика социологической информации состоит в том, что она:
- является отражением поведения и сознания людей, которые объединены в социальные группы.
- конкретная ее часть формируется по определенному плану исследователя, и может затрагивать различные вопросы, о которых респондент даже не задумывается, так как напрямую с ними не сталкивался и не обращал внимания на них.
Основными методами сбора социологической информации, применяемыми при проведении исследований, являются анализ документов; наблюдение; различные виды опросов; эксперимент; контент-анализ.
Целью данной работы является рассмотрение контент-анализа как метода сбора социологической информации.
1. Понятие «контент-анализ». Область применения контент-анализа
Важный информационный источник для решения недостаточно структурированных проблем – это контент-анализ (анализ содержания) .
Контент-анализ представляет собой содержательный анализ однородных документов – публикаций в средствах массовой информации, который имеет свой предмет в анализе коммуникативной корреспонденции.
В отечественной практике исследований контент-анализ – это количественный анализ текстов и массивов текстов для последующей содержательной интерпретации выявленных закономерностей числового характера. Сущность контент-анализа – это перевод информации вербального характера в более объективный вид, восхождение от текста к нетекстовой реальности, где социальная действительность трактуется во всем ее разнообразии. Контент-анализ является строгим методом науки, предполагающим систематическую и надежную фиксацию конкретных частей содержания некоторой общности документов с последующей квантификацией (количественным анализом) полученных данных.
При помощи такого анализа устанавливаются не только характеристики документальных источников, но и особенности всего процесса коммуникации: социальные направленности и установки коммуникатора; ценности и нормы, которые тиражируются в документах, эффективность их восприятия в разных аудиториях . Контент-анализ часто используется в целях оценки качественного и количественного присутствия компании, персоны, идеи в СМИ и, как правило, в сравнении с конкурентами той же категории. Контент-анализ представляет собой сопоставление двух потоков. Такой анализ нацелен на создание количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его признаков объективного характера, подсчет последних.
2. Проблема надежности информации, получаемой с помощью контент-анализа. Организация в применении
Надежность информации, получаемой контент-анализом, реализуется следующими способами:
1) Обоснование полноты объема выделяемых единиц смысла при помощи метода «снежного кома». Осуществляется это так. Сначала выделяются все смысловые единицы из первого анализируемого текста. Следом – из второго – те же плюс дополнительные, которые ранее не встречались. Из третьего документа – опять те же, что встречались в двух предыдущих, плюс дополнительные. После изучения очередных 3-5 текстов, в которых уже не ни одной новой единицы, которая ранее определялась в предыдущих документах, предполагается, что «поле» смысловых единиц из изучаемого массива является исчерпанным.
2) Контроль на обоснованность содержания смысловых единиц при помощи судей. Специалисты анализируют, насколько предложенные смысловые единицы соответствуют поставленным задачам.
3) Обоснованность относительно независимого критерия. К примеру, данные контент-анализа дневников или сочинений учеников для выявления их профсклоннностей проверяются при помощи опросов или тестом по известной группе.
Устойчивость данных определяется при помощи кодирования одного текста разными кодировщиками на основе единой инструкции. Можно использовать стабильную единицу анализа и разные единицы счета (по частотам смысловых единиц и по физической протяженности одновременно) .
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Бородкин Л.И. Контент-анализ и проблемы изучения исторических источников / Математика в изучении средневековых повествовательных источников. - М., 1986.
2) Гартман Н. Эстетика. — М.: Издательство иностранной литературы, 1958
3) Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. -М., 2004.
4) Дмитриев И. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры. - М., 2005.
5) Захаров, Н. Л. Управление социальным развитием организации [Электронный ресурс] / Н. Л. Захаров, А. Л. Кузнецов. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 208 с. https://new.znanium.com/catalog/product/398723
6) Знаков, В. В. Психология понимания: проблемы и перспективы. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 448 с.
7) Зернов Д.В., Иудин А.А. Применение новых информационных технологий при анализе документов в социальной и гуманитарной сфере: электр. учеб.-метод. пособие. Н. Новгород, 2012. C. 32
8) Камерон К. С, Куинн Р. Э. Диагностика и изменение организационной культуры. — СПб. : Питер, 2001. — 320 с.
9) Капцов, А. В. Психологическая аксиометрия личности и группы : метод. пособие. — Самара : СамЛюксПринт, 2011. — 112 с.
10) Лисовский С. Ф., Евстафьев В. А. Избирательные технологии: история, теория, практика. - М., 2000.
11) Управление социальным развитием организации [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Управление персоналом" / Н. О. Аблязова [и др.] ; под ред. А. П. Егоршина. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 416 с. https://new.znanium.com/catalog/product/363721