Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из самых важных целей, в рамках подготовки проекта построения информационных систем является четкость и правильность понимания постановки задачи. Для достижения данной цели необходимо провести исследование всех происходящих финансово-хозяйственных процессов, и соответствующих им потоков информации на предприятии, выявление тех из них, которые должны быть реорганизованы в первую очередь.
Данные задачи решаются посредством построения моделей бизнес-процессов с использованием той или иной графической нотации.
Цель работы: анализ методологий проектирования информационных систем, инструментов программной инженерии.
Задачи работы:
- анализ роли бизнес-процессов в архитектуре предприятия;
- анализ целей и задач моделирования бизнес-процессов;
- анализ методологий разработки информационных систем;
- анализ использования CASE-технологий;
- анализ функционала программных систем моделирования бизнес-процессов.
Объект исследования: технологии программной инженерии.
Предмет исследования: методологии программной инженерии.
1.Методология быстрой разработки приложений
В рамках работы над ИТ-проектами могут возникать различные типы рисков, реализация которых может поставить под угрозы саму реализацию проекта. К таким рискам можно отнести:
• Смещение графиков– при наступлении сроков сдачи работы и выставления требований со стороны клиента проект не находится в состоянии готовности.
• Закрытие проекта - отказ заказчика от проекта по причине срыва сроков разработчиками.
• Система теряет полезность – потеря актуальности разработанного программного обеспечения вследствие изменения технологии работы клиентов, либо количество дефектов возрастает до такого уровня, что становится дешевле провести замену системы на новую разработку.
• Критическое количество дефектов и недочетов – программная система устанавливается в реальной производственной рабочей среде, однако количество дефектов и недочетов столь велико, что система не используется.
• Несоответствие специфике решаемых задач – программная система устанавливается в реальной производственной рабочей среде, однако выясняется, что на практике система не решает поставленных задач, для решения которых она изначально разрабатывалась.
• Изменение характера бизнеса – программная система устанавливается в реальной производственной рабочей среде, однако в течение шести последних месяцев проблема, для решения которой предназначалась эта система, потеряла актуальность, а вместо нее бизнес столкнулся с новой, еще более серьезной проблемой.
• Недостаток возможностей – программная система обладает множеством потенциально интересных возможностей, каждую из которых было очень приятно программировать, однако выясняется, что ни одна из этих возможностей не приносит заказчику достаточно много пользы.
• Текучка кадров – в течение двух лет работы все хорошие программисты, работавшие над проектом, один за другим возненавидели разрабатываемую программную систему и ушли на другую работу.
К характерным особенностям Agile относятся работы по разграничению возможных рисков, самостоятельной организации, предсказуемости, оперативности откликов на трансформацию и стабильное взаимодействие (обратной связи).
В настоящее время имеются два довольно широко используемых метода по установлению рабочих отношений с клиентом – договоры фиксированной цены и время и материалы. Договор фиксированной цены перекладывает ответственность за возможные риски на контрагента, второй предусматривает оплату клиентом выполненных услуг, что может негативно сказаться на итоговом результате [3].
Предсказуемость отвергает долгосрочное планирование, четкие сроки и установленную итоговую цену. Методика Agile призывает определять задания в виде черного ящика с заданным количеством входной информации и отведенным сроком для демонстрации достигнутого результата. В начале процесса участники дают оценку заданию и берут на себя ответственность за результат.
Обратная связь имеет основную проблему, заключающуюся в неспособности заказчика провести корректную формулировку задания. Даже четко задокументированный план может утратить актуальность после нескольких месяцев проработки. Перестройка начальной концепции, возможно, повлечет продолжительные пересмотры и переделку результатов.
Методика заявляет, что даже после начальной стадии работ по плану, продукт не будет иметь заявленной функциональности, что позволит клиенту комментировать и вносить корректировки, начиная со стартовой черты проекта. Пройдя две стадии разработки можно запускать тестовый вариант продукта, чтобы получить обратную связь. Дополнительной особенностью здесь является практически мгновенная реакция на функциональные изменения.
Самоорганизация способствует устранению излишней структуры управления, отсутствию необходимости в контроле за членами команды, каждый из которых берет на себя определенную ответственность. Это будет являться гарантией производительности и выпуска высококачественного продукта.
Agile – это название методики управления проектами, в которой проект разделен на несколько мелких частей, которые будут завершены к определенному сроку, вместо длительного выполнения всего проекта. О причинах, по которым в компаниях внедряют данные принципы проектного управления можно почитать в статье Три причины, чтобы начать внедрение Agile-методологии. Данный метод проектного управления применяется не только к IT проектам, но также с успехом используется в маркетинговых и подобных проектах (в основном в тех где используется интеллектуальный труд).
Основными принципами Agile являются:
Вовлеченность пользователей играет решающую роль;
Для принятия решений, необходима высокая эффективность команд разработчиков;
Основой является разделение процессов на этапы и циклы;
Концентрация на частых представлениях промежуточных результатах проектов;
Использование правила работы 80/20;
Применение совместных подходов к реализации плана;
Завершение отдельной стадии для перехода к следующей.
Схема реализации методологии Agile показана на рисунке 1.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Польшакова Н.В., Коломейченко А.С., Яковлев А.С. Информационные системы в экономике: [учебник]. - Москва: Буки Веди, 2016. - 480 с.
2. Коннолли Т., Бегг К. Базы данных: проектирование, реализация и сопровождение: теория и практика. - Москва: Вильямс, 2017. - 1439 с.
3. Зайцев А.В. Информационные системы в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: Учебное пособие. - М.: РАП, 2013. - 180 с.
4. Ахметов И. В. Моделирование бизнес-процессов: учебное пособие / Ахметов И.В., Карабельская И.В., Губайдуллин И.М., Сафин Р.Р. - Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015. - 67 с.
5. Тельнов Ю.Ф., Фёдоров И.Г. Инжиниринг предприятия и управление бизнес-процессами. Методология и технология [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Г. Фёдоров Ю.Ф. Тельнов. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 207 c
6. Умнова Е.Г. Моделирование бизнес-процессов с применением нотации IDEF0 [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Е.Г. Умнова. - Саратов : Вузовское образование, 2017. - 48 c
7. Чмышенко Е.Г. Основы процессного управления [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.В. Чмышенко Е.Г. Чмышенко. - Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2016. - 133 c
8. Джон Джестон, Йохан Нелис Управление бизнес-процессами [Электронный ресурс] : практическое руководство / Нелис Йохан Джестон Джон ; пер. В. Агапов. - Москва : Альпина Паблишер, 2016. - 648 c
9. Кельчевская Н.Р. Бизнес-процессы промышленного предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.А. Слукина И.М. Черненко Ф.В. Вольф Н.Р. Кельчевская Г.В. Исмагилова С.А. Сироткин И.С. Пелымская. - Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016. - 340 c