Фрагмент для ознакомления
2
Система предметных знаний — важнейшая составляющая результатов специалиста. Можно выделить базовые знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, которые дополняют, расширяют или углубляют систему базовых знаний и служат пропедевтикой для последующего изучения курсов.
Базовые знания включают в себя, прежде всего, опорные элементы научного знания (как общенаучного, так и относящиеся к конкретным отраслям знания и культуры), лежащие в основе современной научной картины мира: ключевые теории, идеи, концепции, факты, методы. На уровне общего начального образования понятийный аппарат учебных предметов связан с базовой системой знаний, развитие которой позволяет учителю и ученикам эффективно продвигать изучение предмета.
Справочная система знаний определяется с учетом их значимости для решения основных задач обучения на заданном уровне образования, поддерживающего характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учетом принципа реалистичности, потенциальной необходимостью их достижения большинством учеников. Другими словами, в эту группу входит система таких знаний, умений, учебных действий, которые, во-первых, принципиально необходимы для успешного обучения и, во-вторых, при наличии целенаправленной работы учителя в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей.
При получении начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися базовой системы знаний по русскому языку и математике.
При оценке результатов по предмету главная ценность заключается не в развитии системы базовых знаний и умении воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а в умении использовать эти знания. решать педагогические, познавательные и педагогико-практические задачи. Другими словами, цель оценивания предмета — это действие, предпринимаемое учащимися, изучающими предмет.
Действия по тематическому содержанию (или предметные действия) являются вторым важным элементом тематических результатов. Многие объективные действия основаны на одних и тех же универсальных образовательных действиях, в основном познавательных: использование символических средств; модели; сравнение, группировка и классификация объектов; анализ, синтез и обобщение действий; выстраивайте отношения (включая причинно-следственные связи) и аналогии; исследование, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д. Однако на разных предметах эти действия преломляются спецификой предмета, например, они выполняются с разными предметами — числами и математическими выражениями; со звуками и буквами, словами, фразами и предложениями; с заявлениями и текстами; с объектами живой и неживой природы; с музыкальными и художественными произведениями и т. д. Поэтому при всей общности подходов и алгоритмов выполнения действий сама композиция сформированных и отработанных действий имеет специфическую «предметную» окраску.
Совокупность всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех универсальных учебных действий при условии, что учебная деятельность ориентирована на достижение запланированных результатов.
Предметные действия должны также включать в себя меры, в основном свойственные определенному предмету и владение которыми необходимо для всестороннего личностного развития или дальнейшего изучения предмета (в частности, методы двигательной активности, усвоенные в процессе физической культуры, или методы обработки материалов, техники моделирования, рисунок, виды музыкального исполнения и др.).
Формирование одних и тех же действий на материале разных объектов сначала способствует их правильному выполнению в пределах области (круга) задач, определяемой субъектом, а затем переходит к их сознательному и произвольному осуществлению новым классам объектов. Это проявляется в умении учащихся решать на занятиях учебно-познавательные и учебно-практические задачи, различающиеся по содержанию и сложности.
Следовательно, объектом оценки результатов дисциплины является полное соответствие требованиям ФГОС НОО, умение обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, актуальных для содержания учебных дисциплин, в том числе на основе метапредметных действий.
Оценка получения результатов по дисциплине осуществляется в ходе текущей и среднесрочной оценки, а также в ходе итоговой проверочной работы. В то же время итоговая оценка ограничивается мониторингом успешности овладения учащимися, а дисциплинарное содержание отражает базовую систему знаний данного учебного курса.
Таким образом, «критериальное оценивание — это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся» .
«Критериальная система оценивания дает возможность всем детям активно участвовать в процессе учения. На уроке учащиеся включены в творческий процесс, в коллективную работу. Каждый урок-это живой диалог, обсуждение. Учащиеся приучаются вырабатывать совместно с учителем критерии оценки той или иной работы. Все это формирует положительную мотивацию учения… В условиях критериального оценивания, учителя стараются организовать учебный процесс так, чтобы у учащихся формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т. е. самооценка» .