Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эффективность налоговой политики является одним из ключевых факторов благополучного, как в экономическом, так и политическом отношении, существования государства, обеспечив не только пополнение консолидированного государственного бюджета, но также и сохранение социально-экономической стабильности, отсутствие серьезных социальных противоречий между разными слоями населения, которые рискуют подорвать национальную и экономическую безопасность страны.
Налоговой политикой называется составляющая фискальной политики государства, нацеленная на создание налоговой системы, оптимальной для текущей экономической ситуации.
Налоговая политика государства призвана обеспечивать необходимые ресурсы для государственной и бюджетной деятельности (затраты на социально-экономические и военные программы), экономического регулирования (налоговая система должна использоваться в качестве рычагов управления хозяйственной деятельностью с целью реализации определенной экономической политики), выравнивания доходов (с помощью чего, перераспределяется национальный доход благодаря прогрессивной системе налогообложения и системы трансфертных платежей социально незащищенным группам населения). Впрочем, при осуществлении этих функций, государство в то же время вынужденно заботиться и о том, чтобы структура и общий уровень налогов, степень прогрессивности, а также структура трансфертов и расходов не ослабляли стимулы к сбережению, развитию трудовой и предпринимательской деятельности.
Сформировавшиеся в государстве налоговые отношения находят свое отражение в налоговой политике, задача которой заключается в обеспечении финансовыми ресурсами функционирования самого государства, формировании благоприятных условий для повышения эффективности национальной экономики и повышения уровня жизни населения. Налоговая политика государства определяет роль налогов в обществе, которая может быть положительной или отрицательной по отношению к хозяйствующим субъектам. Для государства рост налоговых изъятий является позитивным фактором, а для хозяйствующих субъектов - негативным. Проблема заключается в определении границ изъятия, в оптимальном сочетании функций налогов, их влиянии на состояние политической и социальноэкономической системы в обществе.
Центральным вопросом налоговой политики, является необходимость научного обоснования пределов налоговых изъятий, то есть величины налоговой ставки, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения включает два вектора. Первый касается размеров индивидуального налогообложения, то есть размеров налога, возлагаемого на конкретного налогоплательщика. Второй, связан с размером налогового бремени на макроуровне, то есть какая доля созданного ВВП должна перейти к государству.
Экономическая сущность налоговой политики проявляется через ее функции. Каждая из выполняемых налоговой политикой функций имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической категории. Тем самым она показывает, каким образом реализуется предназначение конкретного налога как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов внутри общества.
Цель работы проанализировать налоговую политику в Российской Федерации.
Глава 1 Общая характеристика налоговой политики
1.1 Понятие, цели налоговой политики
Общепринятого определения налоговой политики государства в современной экономической науке нет. Большинство исследователей под этим термином понимают совокупность экономических, финансовых и правовых мер по формированию налоговой системы страны для обеспечения финансовых потребностей государства и развития экономики за счет перераспределения финансовых ресурсов .
Как видно из данного определения, главным субъектом налоговой политики является государство. Ее объектами служат, как правило, социально-экономические процессы, такие как поддержка незащищенных слоев населения и развитие малого бизнеса. Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, представляет собой налоговую стратегию, а на текущий момент – налоговую тактику. При проведении налоговой политики для участия государства в регулировании экономики используются налоговые инструменты, а именно: налоговая база, налоговая ставка, налоговая льгота.
В рамках налоговой политики реализуются следующие цели:
аккумулирование денежных средств для полноценного финансирования органов государственной власти и местного самоуправления;
содействие устойчивому развитию экономики;
перераспределение доходов;
государственное стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности субъектов и регулирование общественного воспроизводства. Экономисты выделяют несколько моделей налоговой политики. Например, политика максимальных налогов характеризуется высокими налоговыми ставками, большим числом налогов и сокращением налоговых льгот. Такая модель позволяет государству быстро пополнить казну, но не оставляет налогоплательщикам и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие .
Когда государство облегчает налоговое бремя предпринимателей, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала и стимулирование инвестиционной активности, но сокращает расходы на социальные программы, реализуется политика экономического развития.
Политика разумных налогов представляет собой компромиссный вариант, который крайне сложно осуществить на практике.
1.2 Принципы, функции налоговой политики
Налоговая политика осуществляется на основе нескольких принципов.
Во-первых, величина взымаемого налога должна быть соизмерима с доходом плательщика - принцип справедливости.
Во-вторых, время, размер и порядок уплаты налога должен быть четко зафиксирован – принцип определенности.
В-третьих, налоги должны взиматься в форме наиболее удобной для налогоплательщика – в этом проявляется принцип удобства.
Четвертым принципом является экономичность, т.е. достижение максимальной экономической эффективности налогообложения при минимальных издержках государства.
Пятый принцип законности. Он означает, что все налоги, сборы и платежи должны взыматься согласно действующему законодательству.
Шестым принципом является обязательность уплаты налогов и сборов всеми юридическими и физическими лицами.
Выделяют три основных функции налоговой политики:
Фискальная функция, заключается в обеспечении доходов государственно-бюджетной системы и находится под особым контролем и влиянием государства, в центре его финансовой политики. Преобладающая заинтересованность государства к реализации фискальной функции, естественным образом проявляется в стремлении максимального увеличения налоговых источников, что может привести к доминированию фискальной функции перед другими задачами и функциями налоговой политики государства .
Социальная функция налоговой политики государства, носит многоаспектный характер. В условиях России социальная функция налоговой системы весьма существенна вследствие того, что государство традиционно несет значительные обязательства перед своим населением.
Регулирующая или распределительная функция, заключается в регулировании макроэкономических процессов, занятости и темпов роста, совокупного предложения и спроса, проявляется в сложном взаимодействии с доходами, ценами, динамикой курсов акций, процентами и так далее.
Налоговая система выступает важным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов физических лиц и юридических. Данная функция налоговой политики влияет на распределение не только доходов, но и инвестиционных ресурсов, капиталов.
Все функции налоговой политики, не могут существовать независимо друг от друга, они взаимозависимы, взаимосвязаны и в своем проявлении представляют собой единое целое .
Таким образом, налоговая политика направлена на обеспечение фискальной, регулирующей, стимулирующей и контрольной функции налогов. Ее цели зависят от политического курса государства и текущей экономической ситуации в стране и в мире.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.11.2020) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
3. Федеральный закон от 02.12.2019 N 382-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" // "Российская газета", N 273, 04.12.2019.
4. Арефьев П.В., Лазарева А.А., Оглы Азизов Ш.Ш., Добрина Л.Р. Основные направления социальной политики государства, их оценка // Вестник Академии. 2014. № 1. С. 106-112.
5. Власова М.С., Суханов О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. Москва. КНОРУС, 2016. 222 с.
6. Воронкова О.В., Панова А.Ю. Меры повышения влияния налоговых льгот на эффективность бизнеса / О.В. Воронкова, А.Ю. Панова// Перспективы науки.- Тамбов: ТМБпринт. 2018. №9(108). С. 187-189.
7. Ефимова Е.Г., Поспелова Е.Б. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. Москва. МИИР, 2014. 235 с.
8. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под общей редакцией к.э.н., доцента Лазуриной О. М. Ярославль: МФЮА, 2014. 220 с.
9. Панова А.Ю., Семенов Р.И. Влияние делового климата на конкурентоспособность российских предприятий/ А.Ю. Панова, Р.И. Семенов // Глобальный научный потенциал. 2018. № 2(83). С. 32-33.
10. Панина Е.В. Проблемы формирования доходной части региональных бюджетов в Российской Федерации в условиях государственного регулирования // Вестник НГИЭИ. 2017. № 10 (77). С. 117-126.
11. Солдатова С.С. Пивкина К.Р. Экономические последствия пандемии для России. Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателе «Student» №2. 2020. С.106-110.
12. Седова Н.В. К вопросу о государственно-частном партнерстве в Российской Федерации // Качество. Инновации. Образование. 2014. № 3. С. 70-73.