Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей работы состоит в том, что сегодня общество имеет большую потребность в качественной социальной рекламе. К сожалению, мир рекламы не в полной мере готов реализовать данный запрос.
Проблема социальной рекламы состоит в том, что мир рекламистов создает своеобразную и отталкивающую социальную рекламу. Тематика реализуемая такой рекламой душещипательная. Сегодня – это тематика семейных ценностей, общение, защита детей или здоровый образ жизни. Отдельным особняком стоит тематика помощи бездомным людям.
Однако самый большой вопрос к реализации. В случае с семейными ценностями реклама предлагала сделать выбор – фотография ребенка в кошельке или кредитная карта. Данная реклама разделила общество на две половины. С одной стороны люди говорили, что фотография ребенка в кошельке – это очень важно. С другой стороны важно чтобы у родителей были деньги, чтобы обеспечить ребенка всем необходимым.
Гораздо важнее чтобы родители помнили о своем ребенке и при первой возможности были с ним. Водили его на различные мероприятия, гуляли с ним или вместе собирали пазл и т.д. Однако нельзя заставлять или это было бы неправильно требовать от родителей ребенка ущемлять работу и оставаться с ребенком в ущерб рабочей деятельности. Как говорилось выше ребенок
Реклама помощи бездомным была принята обществом благосклонно. Это простая реклама, которая говорит о том, что все проблемы можно решить, если у человека есть дом. Простая истина, но выраженная очень выразительными фотографиями.
Эти примеры говорят о том, что современные рекламисты умеют и могут делать хорошие и качественные социальные ролики. Однако в силу того, что эти проекты не денежные часто получаются беззубые ролики не способные заставить людей задуматься.
1. Понятие о социальной рекламе
Социальная реклама – это относительно новое для России явление, которое давно и прочно укоренилось в мире. Сегодня ее можно встретить на улицах большинства городов, проводятся всевозможные международные конкурсы и фестивали социальной рекламы, а лучшие ролики разлетаются по Интернету в мгновение ока и набирают миллионы просмотров [10, с. 34].
Это явление настолько многогранно, что существуют разнообразные виды социальной рекламы, ее типологии и классификации. Читателю, который хочет поближе познакомиться с данной разновидностью, будет интересна эта статья.
Как несложно догадаться, социальная реклама – это вид рекламной деятельности, который тесно связан с социумом, то есть обществом. В фокусе внимания находятся модели социального поведения человека.
Основная цель социальной рекламы: воздействовать на вредные с точки зрения социума привычки, формируя полезные для общества поведенческие модели.
В целом, социальная реклама способствует просвещению и гуманизации общества, поэтому активно применяется государственными структурами, а также всевозможными некоммерческими организациями.
Объектом воздействия социальной рекламы могут являться идеи, отношения или ценности. Вклад в формирование каждого из этих явлений в необходимом обществу русле можно внести с помощью эффективной социальной рекламы. Меняя сознание каждого гражданина, такие рекламные кампании приводят к постепенной смене модели поведения общества в целом. Этот процесс нельзя назвать быстрым. Его скорее можно охарактеризовать пословицей «Вода камень точит» [3, с. 26].
Размещение социальной рекламы, как и любого другого вида, на территории Российской Федерации регулируется законом №38-ФЗ «О рекламе». Все требования, касающиеся данного типа объявлений можно найти в его десятой статье.
Важные моменты размещения социальной рекламы [1, с. 41]:
1. Заказчиком может выступать физическое или юридическое лицо, а также органы государственной и муниципальной власти, и местного самоуправления.
2. Запрещается упоминание в социальной рекламе конкретных марок и моделей товаров, названий компаний за исключением органов власти, спонсоров и некоммерческих организаций.
3. Рекламная площадь или длительность упоминания о спонсоре в аудиоформате должны соответствовать указанным нормам (не более семи процентов и трех секунд соответственно).
Закон не определяет, что социальная реклама должна размещаться бесплатно и не обязывает площадки публиковать ее в обязательном порядке. Однако СМИ и прочие рекламные площади обязаны предусмотреть возможность размещения социальной рекламы в количестве не менее 5% от общего годового объема. По договоренности возможна публикация и полностью на коммерческих условиях.
Социальная реклама – это очень разностороннее явление, поэтому и способов ее классификации существует множество. Ниже приведены несколько основных вариантов типологии.
Можно успешно классифицировать социальную рекламу по выполняемым функциям. Как и для других видов рекламы, они могут быть следующими [9, с. 44-45]:
1. Экономическая, то есть формирование спроса на определенный товар. Она присуща этому типу в меньшей степени, но все же может стимулировать спрос, например, на детские автокресла без определенных марок и моделей.
2. Социальная, то есть основная для данного типа. Рекламируются не материальные ценности, а этичные и правильные модели поведения.
3. Коммуникационная, то есть оповещение аудитории о том или ином явлении. Она несет в себе понятную информацию, а с помощью визуальных образов закрепляет данные в сознании читателя.
4. Маркетинговая. Эту функцию выполняют все без исключения социальные рекламные ролики. Они не просто предлагают идею правильного поведения аудитории, они ее «продают». Иначе это плохая социальная реклама, которая с высокой долей вероятности останется незамеченной.
По своему содержанию социальная реклама может «продвигать» [5, с. 59]:
1. Ценности, например, семейные, чистоту в городе, здоровый образ жизни и т.п. Речь идет не о материальных благах, а скорее о морали и нравственности общества.
2. Некоммерческие организации, например, экологические, волонтерские и т.п. Сюда же можно отнести рекламу различных просветительских или иных социальных мероприятий.
3. Информацию о том или ином явлении. Например, плакаты, наглядно рассказывающие о вреде курения или об ущербе, который человек своими необдуманными действиями может нанести окружающей среде. Цель такой социальной рекламы – предоставить максимально полную информацию о том или ином явлении.
Вторая классификация подразделяет социальную рекламу по типу ее заказчика. Это могут быть [7, с. 67]:
1. Государственные структуры и органы, например, министерства, инспекции, армии, социальные службы). Реклама такого типа преследует цели конкретного ведомства, например, напоминает о сборе налогов, начале призыва в ВС РФ или ответственности за невыполнение тех или иных предусмотренных законом действий.
2. Некоммерческие организации. Таким образом, могут публиковаться объявления о наборе волонтеров, устройстве кошек и собак из приютов, помощи инвалидам и т.п.
3. Коммерческие организации, которые также размещают социальную рекламу с различными целями. Как уже упоминалось выше, размещение названия или логотипа заказчика на таких рекламных носителях запрещено.
4. Общественные организации, а также отдельные граждане. У этого типа социальной рекламы наблюдается настоящие расцвет, так как баннеры и другие типы рекламных носителей, оформленные различными общественными движениями, можно видеть все чаще.
По характеру воздействия рекламу можно разделить на [10, с. 70]:
1. Позитивную. То есть ту, которая призывает поступать определенным образом или подумать над каким-либо вопросом, например, проводить больше времени с детьми, пройти диспансеризацию, правильно ставить ударения в словах и т.п.
2. Негативную. Этот вид социальной рекламы должен вызвать у аудитории отрицательную эмоциональную реакцию на те или иные виды поступков. Сюда можно отнести, например, изображение легких и других органов курильщика на пачках сигарет, которые должны вызывать отвращение к вредной привычке.
По формату социальную рекламу можно разделить на [3, с. 72]:
• звуковую, например, на радио или в виде аудиовещания в метро;
• визуально-графическую, то есть все носители типа баннеров, плакатов, афиш и прочих;
• видео, которое является одним из наиболее востребованных и действенных форматов рекламы;
• объектную, когда привычные предметы городского пейзажа (урны, скамейки и т. п.) оформляются с определенной идеей;
• текстовую, например, в виде бегущей строки на городских улицах, вокзалах и других объектах.
Социальная реклама может решать следующие задачи [8, с. 74-75]:
Привлекать внимание к существующим проблемам социума. Например, плакаты об экологической ситуации в городе, стране, мире и т. п.;
Изменять привычные поведенческие модели в лучшую сторону, например, призывать выкидывать мусор в урну или уступать место пожилым в транспорте;
Агитировать за выполнение определенного алгоритма действий, например, призыв, остаться дома и вызвать врача, если заболел;
Призывать оказать материальную помощь в решении каких-либо проблем, например, сбор денег на лечение тяжелобольных, содержание приютов для домашних животных и т.п.
Влияние социальной рекламы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Власова А.О., Богданова Е.А. Социальная реклама. Российский и европейский опыт. – Казань: ДЛТ, 2018. – 374 с.
2. Герасимов П.С., Беляева Н.С. Социальная реклама. Цели. Задачи. Виды. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
3. Измайлова В.П. Социальная реклама. Типы и виды. – Волгоград: Пламя, 2019. – 377 с.
4. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Теория и практика социальной рекламы. – Мурманск: Полярные зори, 2016. – 389 с.
5. Кирилова Т.А., Подгорная А.В. Теории социальной рекламы. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Михайлова Ю.С. Орлова Ю.И. Социальная реклама в России и в Европе. – Казань: Пальмира, 2016. – 432 с.
7. Новожилова А.А., Сычева Ю.С. Теория и практика рекламы. Достоинства и недостатки. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
8. Суворов В.А. Хомяков А.С. Социальная реклама в России. Новые технологии. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
9. Терентьева О.В., Логинова В.С. Социальная реклама в Европе и Америке. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
10. Фролов Е.В. Социальная реклама. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.