Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Когнитивная психология берет начало из нескольких источников. Одним из них является техника связи, теория которой изложена в работе Шеннона. Он трактует информацию как изменения электрических сигналов при передаче по телефонной линии и описывает эти изменения математически. Если система находится в одном из двух возможных состояний и одно состояние зависит от другого, наблюдатель может узнать нечто о не предъявленном состоянии на основе предъявленного. Иными словами, «информация» означает структурную характеристику сообщения. Хотя работы Шеннона сыграли важную роль в разработке систем связи и вычислительных машин, они оказались практически бесполезными для понимания человеческого познания. Уивер недвусмысленно указывает на то, что «информация» в том смысле, какой вкладывают в это слово инженеры, не имеет ничего общего с человеческим познанием. Даже если и так, успехи теории информации в инженерном деле укрепили интерес к конструкту информации как к фундаментальному процессу, свойственному лишь человеку, и к структурам, способным осуществлять обработку информации. В этом отношении психология всего лишь следовала давней традиции, идущей от ее предшественников в философии, пытавшихся осмыслить предмет своей науки при помощи аналогий [1, с. 156].
Целью данной работы является рассмотрение когнитивной психологии как учения о познавательных структурах человека (У. Найссер, Г. Саймон).
Задачи:
- рассмотрение вопроса становления когнитивной психологии;
- характеристика основных идей когнитивной психологии, ее методологии;
- описание основных идей У. Найссера;
- изучение вклада Г. Саймона в развитие когнитивной психологии.
1 Становление когнитивной психологии
Становление когнитивной психологии как научного направления относят к 50—60-м годам XX века. Историки психологии считают его переворотом в науке, связанным с возвратом интереса исследователей к проблемам сознания, познания, психических процессов и т. д. Поскольку историю психологии пишут в основном американские авторы, можно сделать следующую поправку: переворот происходил лишь в американской психологи, так как представители европейской психологической традиции, которая идет от школы В. Вундта и немецкой психофизиологии (Г. Гельмгольц, Т. Миллер, Г. Т. Фехнер и др.), всегда сохраняли интерес к сознанию и познанию [4].
«Когнитивная революция» во взглядах американских бихевиористов была связана в первую очередь с переносом немецкой психологической школы на американскую почву в период между двумя мировыми войнами. Речь идет о массовой эмиграции в США виднейших лидеров гештальтпсихологии. Кроме того, американские исследователи познакомились с трудами Ж. Пиаже и его школы. Наконец, в русле самого ортодоксального бихевиоризма созрели предпосылки для пересмотра парадигмы.
Э. Гатри, один из столпов бихевиоризма, жестко критиковал ортодоксальный подход. С его точки зрения, психологи должны заниматься описанием перцептивных и когнитивных процессов, чтобы понять значение стимулов для организма. Важную роль сыграли исследования Э. Толмена. Эдвард Чейз Толмен явился основоположником системы целенаправленного бихевиоризма. По его мнению, действующий организм имеет некую цель, т.е. некое психическое (ментальное) образование, что совершенно несовместимо с догмой классической психологии поведения. Поскольку любое поведение является целенаправленным, схема «стимул-реакция» не объясняет его возникновение. Сказав «А», Толмен был вынужден сказать «Б» и ввел для объяснения поведения набор ненаблюдаемых факторов, которые были названы промежуточными переменными. Под этим он подразумевал внутренние «ментальные» процессы, которые детерминировали поведение наряду со стимулами, опосредуя их действие. Исследуя феномен латентного научения, а также выработку классического навыка нахождения крысами выхода в крестообразном лабиринте, Толмен пришел к выводу, что организм запоминает не сочетание стимулов и реакций, а формирует внутреннюю «когнитивную карту». Ее наличие позволяет находить цель различными путями, вне зависимости от того, где была начальная точка поиска. Промежуточные переменные не могли быть наблюдаемы непосредственно; они «конструировались» исследователем для объяснения поведения, но могли быть измерены косвенным образом, через параметры поведения и его динамику в разных ситуациях.
«Наивные» представления психологов о научном методе (точнее естественнонаучном) были преодолены.
В конце концов, деятельность психолога-теоретика, объясняющего результаты поведенческого эксперимента с привлечением «промежуточных переменных», ничем не отличается от работы физика, объясняющего результаты физического эксперимента. Тот также вынужден вводить теоретические конструкции, которые непосредственно неизмеримы в данный момент, но объясняют изменения изучаемых характеристик объекта.
Наивный позитивизм психология преодолела несколько позже, чем теоретическая физика. Революция в естествознании в 20—30 годах XX века, возникновение квантовой механики и ее «копенгагенской интерпретации» (Нильс Бор и его ученики) привело к введению наблюдателя в качестве составной части любого физического эксперимента и, как следствие, возродило интерес к сознанию и познанию [4].
И все же решающий вклад в ревизию традиционного изучения человеческого познания внесли представители нового направления психологи-ческой мысли — когнитивные психологи, которые использовали «компьютерную метафору» для описания психики человека.
В настоящее время когнитивная психология во многом базируется на аналогиях между механизмами познания у человека и преобразованием информации в вычислительных устройствах. (И это при том, что ее основы закладывались до того, как появилась кибернетика и сложная вычислительно-информационная техника.)
Более всего распространена концепция, где психика представляется устройством, у которого есть фиксированная способность преобразовывать получаемые сигналы. Основное значение в ней имеют внутренние когнитивные схемы и активности организма, участвующие в процессе познания. Человеческая познавательная система рассматривается в качестве системы с устройствами ввода, хранения и вывода данных с учетом ее пропускного потенциала. А базовая метафора когнитивной психологии – это компьютерная метафора, согласно которой работа человеческого мозга уподобляется работе процессора компьютера.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Ермолаева, А. И. Развитие когнитивной психологии / А. И. Ермолаева, Ю. С. Куркушкина, И. П. Шкрябко // Научные исследования: теория, методика и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 21 мая 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.
2) Найссер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981.
3) Панферов, В. Н. Методологические основы и проблемы психологии : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Н. Панферов, С. А. Безгодова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 265 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00362-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/433449 (дата обращения: 03.09.2019).
4) Розин, В. М. Методологические проблемы психологии : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. М. Розин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 358 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06637-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/441382 (дата обращения: 03.09.2019).