Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сибирское областничество — это система взглядов части местной интеллигенции второй половины XIX — начала XX вв. на прошлое, настоящее и будущее Сибири, как специфической области (территории) в составе российского государства, а также общественно-политическое и культурное движение, пытавшееся пропагандировать и реализовывать на практике эти идеи. Областничество проделало длительную эволюцию, развивая концепцию территориальной самостоятельности Сибири во главе с областным (региональным) органом управления — Сибирской областной думой, наделенной комплексом полномочий аналогичных компетенции штата в федеральной системе США. Однако неоднократные попытки областнического актива перейти к практическим действиям и создать соответствующую общесибирскую организацию успеха не имели. Вместе с тем это движение более полувека оказывало свое благотворное влияние на самые разные стороны жизни Сибири. Многие положительные перемены в экономической, политической, научной и культурной жизни края, произошедшие во второй половине ХIХ- начале ХХ вв., были связанные с идеями и трудами Н.М. Ядринцева, Г.Н. Потанина, М.В. Загоскина, С.С. Шашкова и других представителей областничества.
Целью данной работы является изучение философских основ нации сибирских областников.
Для выполнения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
Изучить историю формирования направления сибирских областников;
Выяснить причины возникновения и основные идеологические принципы;
Рассмотреть ключевые моменты деятельности представителей данного направления;
Выявить развитие философского аспекта в рамках данного направления, рассмотреть эволюцию взглядов на философскую составляющую в идеологии сибирских областников.
Методологическую базу составили труды ученых и исследователей, посвященные вопросам изучения сибирского областничества.
ГЛАВА 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИБИРСКОГО ОБЛАСТНИЧЕСТВА
1.1. Исторические предпосылки и причины формирования областничества
В словаре Ушакова областничество трактуется так: «ОБЛАСТНИ'ЧЕСТВО — буржуазно-либеральное общественное течение в дореволюционной России, стремившееся к развитию культурно-экономической самостоятельности своей области, обычно окраинной; областной сепаратизм».
Вплоть до революции 1917 г. правительство по отношению к Сибири проводило политику «государственного феодализма», составными элементами которой являлось:
Во-первых, монополия на землю и природные богатства региона, эксплуатация которых считалась исключительным правом государства или Кабинета его императорского величества. Сибирь практически не знала частной собственности на землю.
Во-вторых, преимущественно «штрафная» колонизация и ограничение вольно народной вплоть до начала ХХ в. По данным Н.М. Ядринцева в 70-е гг. Х1Х в. на 4 млн. местных жителей приходилось 0,5 млн. каторжан и ссыльнопоселенцев. Подавляющую их часть составляли этапированные по приговорам сельских обществ «за порочное поведение».
В-третьих, аграрно-сырьевой характер развития экономики, слабо включенной в рыночные отношения. Неэквивалентный характер обмена товарами. По данным на 1884 г. торговый оборот крупнейшей для региона Ирбитской ярмарки выглядел следующим образом. Продано товаров европейских, в основном мануфактуры на 41932 тыс. рублей, сибирских (пушнина, кожи, сало, жир, щетина, мед, воск, масло, орех кедровый и т.д.) на 11836 тыс. рублей и транзитного китайского чая еще на 7553 тыс. рублей. И даже в начале ХХ в. мероприятия царизма не шли дальше увеличения доходности сельского хозяйства и простейшей переработки сырья, вывоз которого вплоть до 1911 г. искусственно сдерживался Челябинским тарифным переломом.
В-четвертых, слабое развитие рыночных отношений порождало специфическое положение местной буржуазии, компрадорской по своей сути, нажившей капитал благодаря монополии и кабале, вызванными произволом местной администрации и неэквивалентным обменом («сибирский торговец - агент мануфактуриста»).
В-пятых, произвол административных структур, формируемых выходцами из Европейской России, не связанных с интересами населения и рассматривающих «сибирскую службу» как способ личного обогащения.
В-шестых, слабое развитие образования, науки и культуры, вызывающее массовый отток молодежи в вузы Европейской части страны и тормозящей формирование местной интеллигенции.
Данные обстоятельства дополнялись неравенством населения региона в плане гражданских прав по сравнению с жителями центральных губерний. Судебная реформа распространяется на Сибирь только в 1897 г., а земские учреждения оставались предметом мечтаний сибиряков вплоть до 1917 г.
Идея сепаратизма возникла в середине 19 столетия в столичной студенческой среде, выходцев из зажиточных слоев западносибирского региона Российской империи. Небольшая группа радикально настроенной молодежи, начитавшись либеральной, революционной литературы, мечтала отделить Сибирь от России, и создать там государство, взяв за образец США. Эти студенты создали «Кружок сибирской учащейся молодежи». В петербургский кружок входили Григорий Потанин, Николай Ядринцев, Серафим Шашков, Николай Наумов, Фёдор Усов и др. Они были близки по своим взглядам к революционным народникам, выступали за демократические свободы и революционную борьбу с царизмом. Студенты рассматривали сибирское областничество как систему взглядов части местной интеллигенции второй половины XIX - начала XX вв. на прошлое, настоящее и будущее Сибири как специфической области (территории) в составе российского государства, а также общественно-политическое и культурное движение.
Большую роль в формировании мировоззрения сибирских сепаратистов сыграла и история США. Западные идеи и западная колонизация стали для будущих сибирских сепаратистов толчком к осознанию колониального положения Сибири в составе России. Позднее, уже после раскрытия сепаратистского заговора, во время следствия Г.Потанин сказал, что мысль об отделении Сибири от России произошла из аналогии с историей Северной Америки и испанских американских колоний, которые получили независимость от своих метрополий. Родоначальники сибирского сепаратизма проявляли пристальный интерес к западным социальным и экономическим теориям. Западные идеи были необходимы для научного обоснования «Сибирских вопросов». Уже в 1880-е годы XIX в., после ареста и получения свободы, областники активно пропагандировали достижения западной колониальной науки на страницах своего печатного органа — в газете «Восточное обозрение».
1.2. Взгляды областничества на пути развития Сибири
Областники развивали концепцию территориальной самостоятельности Сибири во главе с областным (региональным) органом управления — Сибирской областной думой,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Головин, А.В. Философское осмысление идеологии областничества: историографический аспект. [Электронный ресурс]: Журнал «Известия Алтайского государственного университета». — 2011. — Режим доступа: https://clck.ru/SKmqf. — Дата обращения: 06.12.2020 г.
2. Емельянова, Т.Н. Областничество Н.М. Ядринцева как философия российской действительности. - СПб., 2004.
3. Малинов, А. В. Философия и идеология областничества. СПб.: Интерсоцис, 2012. — 128 с.
4. Разгон, И.М. Сибирское областничество в 1917 году // Программа и краткое содержание докладов объединенной научной сессии по вопросу «Предпосылки революции и установления советской власти в Сибири». - Томск, 1964.
5. Шиловский, М.В. Сибирское областничество накануне и в годы первой русской революции 1895-1907 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Новосибирск, 1975.