Фрагмент для ознакомления
2
1.Вакцины. Классификация. Применение вакцин.
Коклюш, полиомиелит, корь — это только некоторые из болезней, которые сегодня практически не встречаются благодаря вакцинации. Об эпидемиях оспы и брюшного тифа современные люди знают теперь лишь из книг.
Вакцинация формирует защитные механизмы организма для устойчивости к заболеванию и делает иммунную систему сильнее. Чаще всего вакцины делают из ослабленных форм патогена, чтобы подготовить иммунную систему к встрече с реальной угрозой — вирусом или бактерией.
По данным ВОЗ, вакцинация позволяет ежегодно предотвращать от 2 до 3 миллионов смертельных случаев, а недоверие людей к вакцинам внесено в список десяти главных проблем здравоохранения, над которыми ВОЗ работала в 2019 году. Например, в 1958 году в США было зарегистрировано более 750 тысяч случаев кори — погибло 552 человека. Но когда вакцинация против кори стала обязательной, число случаев снизилось до нескольких десятков в год.
Вирусы и бактерии на протяжении всей истории живут по соседству с человеком. Не раз они вызывали эпидемии, жертвами которых становились сотни тысяч людей. Черная (натуральная) оспа — тяжелая вирусная инфекция — шестнадцать веков проходила по землям Европы, Индии, Китая и Персии.
Лекарств от напасти не было, но врачи искали способ остановить хворь — так появилась вариоляция. У больного брали гной из пустулы и втирали его в кожу здорового человека. Идея была проста: вызвать легкое заболевание, чтобы впоследствии предотвратить тяжелое. После вариоляции человек переносил оспу в легкой форме, но этого было достаточно, чтобы сформировался иммунитет.
В 1718 году эту методику привезла в Европу Мэри Уортли Монтегю, супруга британского посла в Константинополе. Она узнала о вариоляции в Турции и не побоялась привить собственного пятилетнего сына. После «клинических испытаний» на преступниках и детях из церковных приютов способ взяли на вооружение британские врачи.
Смертность от вариоляции составляла всего 2% — неплохой показатель для XVIII века. Но методика не всегда работала гладко и порой вызывала эпидемии: врачи подсчитали, что за 40 лет клинического применения в одном только Лондоне погибло на 25 тысяч больных больше, чем за столько же лет до введения прививок. К концу XVIII века от вариоляции начали постепенно отказываться.
К этому времени британский сельский врач Эдвард Дженнер придумал новый способ борьбы с болезнью. Он обратил внимание, что местные доярки часто заражались коровьей оспой. Заболевание проходило в легкой форме, а после формировался иммунитет и к натуральной оспе.
Дженнер предположил, что вирусы натуральной и коровьей оспы принадлежат к одному семейству и поэтому, переболев одной оспой, второй человек уже не заболеет. Около тридцати лет врач наблюдал за естественными случаями заболевания коровьей оспой и в 1796 году решился на публичный эксперимент. В присутствии врачей и зрителей Дженнер взял корочку оспы от доярки и «привил» ее восьмилетнему мальчику Джеймсу Фиппсу: врач взял немного жидкости из гнойника доярки и тем же ланцетом сделал надрезы у мальчика. Болезнь принялась, но развивалась только на привитых местах и протекала без осложнений. Спустя несколько недель Дженнер привил ребенку натуральную человеческую оспу, но и та не прижилась, и мальчик остался здоров. Такие эксперименты сегодня никто не допустит: слишком высок был риск, и мальчик мог умереть. Но ожидания Эдварда Дженнера оправдались. Метод получил название «вакцинация» (от слова vaccinia — «коровий»).
На самом деле на это обращали внимание и до Дженнера, но только он смог подвести теоретическую базу и доказать свою гипотезу экспериментально.
В XIX веке в Европе прививки от оспы по методу Дженнера постепенно стали повсеместными, а после его визита в Россию в 1814 году был учрежден оспопрививательный комитет. После революции в 1919 году советские власти и вовсе сделали прививки от оспы обязательными, а затем, в 1960-е, СССР добился от ВОЗ старта программы по массовой вакцинации человечества, и в 1980 году с этой болезнью было официально покончено.
Одновременно с этим постепенно процесс вакцинирования становился все более и более безопасным. Дело в том, что способ Дженнера, при котором гной брали из пустул у коров, предполагал риск заражения другими заболеваниями. Поэтому его последователи придумали сначала растирать содержимое пустулы с глицерином, который избавлял взвесь от бактериальных примесей. Это резко уменьшило число побочных эффектов, но все же не свело их к нулю.
Современные вакцины значительно безопаснее и берут начало от препаратов Луи Пастера — французского химика и микробиолога, который во второй половине XIX века изучал процессы брожения. В те времена существовала теория, считавшая брожение чисто химическим процессом. Пастер доказал, что это не так. Установив биологические основы брожения, он сразу предположил, что результаты его исследований в конечном итоге могут пригодиться и в медицине.
Пастер утверждал, что существа, вызывающие брожение и болезни, могут быть похожи. Для того времени это была совершенно новая мысль. Медики середины XIX века предполагали, что заболевания происходят из сочетания нездоровой среды, дисбаланса жизненных процессов организма, влияния наследственности и действия «миазмов» — к ним относили сточные воды и отходы боен. Пастеру настолько не верили, что однажды во время его лекции о причинах и предупреждении куриной холеры во Французской академии медицины его вызвал на дуэль известный врач-ортопед и старейший член академии 80-летний Жюль Герен. Дуэли удалось избежать только после вмешательства президента академии.
Чтобы доказать свою теорию, Пастер начал изучать сибирскую язву. В 1876 году немецкий врач Роберт Кох выделил возбудителя сибирской язвы и описал жизненный цикл бактерии. Кох научился сохранять ее в высушенном состоянии таким образом, чтобы бактерия оставалась патогенной. Пастер немедленно подхватил методику и начал эксперименты по созданию вакцины от куриной холеры и сибирской язвы. Ему удалось химически ослабить выделенные возбудители обеих болезней таким образом, что в результате получились вакцины практически в том виде, в котором мы используем их сейчас.
Вакцины – иммунобиологические препараты для иммунопрофилактики инфекционных заболеваний путем выработки активного иммунного ответа к конкретному возбудителю. Вакцинные средства помогают создать длительную устойчивость организма к определенной разновидности патогенных микробных тел. Вакцины помогают проводить плановую и экстренную профилактику инфекционных болезней, которая называется вакцинация. Эта эффективная и одновременно простая методика быстро завоевала уважение среди специалистов. Она служит для предупреждения эпидемий, угрожающих здоровью всего человечества.
Вакцинация – план действий, направленных на обеспечение защиты организма взрослого или ребенка от вредоносных микроорганизмов. Метод основан на способности иммунобиологических растворов, тренировать иммунитет путем запоминания инфекционных агентов или анатоксинов и моментального их уничтожения при последующем инфицировании.
Прививка – многоуровневое действие, условно разделенное на несколько этапов:
• выявление лиц, которым рекомендована вакцинопрофилактика;
• выбор вакцинного препарата (живого, инактивированного, анатоксина);
• составление графика прививок;
• введение соответственно утвержденному плану вакцин;
• контроль результатов;
• предупреждение и лечение вероятных постпрививочных осложнений или побочных реакций (наиболее часто патологические реакции наблюдаются после введения анатоксинов столбняка, дифтерийной палочки в сочетании с коклюшным компонентом).
Современные вакцины – высокоэффективные и надежные препараты со специфическими антигенами (микроорганизмы, их фрагментарные части, анатоксины) для профилактики опасных инфекционных патологий и других заболеваний. Они создаются путем применения современных генно-инженерных разработок. Они способствуют быстрому формированию защитной устойчивости к разному роду болезненных состояний. Вакцины могут использоваться для вакцинотерапии заражения после контакта пациента с потенциальным возбудителем.
Благодаря вакцинам у человека формируется адаптивный (приобретенный) иммунитет. Для его выработки требуется лишь небольшая частица патогена — антиген, например вирусный белок, который связывается с клеткой.
Главный инструмент адаптивного иммунитета — лимфоциты. Т-лимфоциты отвечают за клеточный иммунитет, а В-лимфоциты — за гуморальный: они продуцируют антитела к антигенам. Когда в организм вводят вакцину, иммунная система начинает вырабатывать антитела.
Антитела — крупные молекулы, на одном конце которых находятся «липкие участки», распознающие антиген, а на другом — «контактный» участок, обеспечивающий связывание с рецепторами и белками самого организма. «Липкий» участок подходит к антигену по принципу «ключ — замок». Но В-лимфоциты очень редко могут сразу подобрать антитело, идеально подходящее к патогену. Они изменяют структуру «липкого конца» случайным образом, пытаясь подобрать нужный «ключ». Когда это происходит, другой «контактный» конец распознают фагоциты и съедают антитело вместе с прикрепленным к нему антигеном. Часто к одному и тому
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Аталиева, Л.В. Запрометнова, Г.С. Медведева / Вирусы и вирусные инфекции человека : сб. науч. тр. М., 2014. - С. 14.
2.Ворошилова М.К. Энтеровирусные инфекции человека / М.К. Ворошилова М.: Медицина, 2015. - 357 с.
3.Ворошилова М.К. Иммунология, эпидемиология и профилактика полиомиелита и сходных с ним заболеваний / М.К. Ворошилова, В.И. Жевандрова, М.С. Балаян. М. : Медицина, 2016. - 439 с.
4.Зверев, В.В. Вакцины и вакцинация. Национальное руководство (+ CD-ROM) / В.В. Зверев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 847 c.
5.Ликвидация полиомиелита и роль вакцинных вирусов в этом процессе / В.Б. Сейбиль, Л.П. Малышкина, И.К. Лаврова и др. // Вопросы вирусологии.2012. -№ 5,- С. 43-46.
6.Медуницын, Н.В. Вакцинология / Н.В. Медуницын. - Москва: Машиностроение, 2015. - 272 c.
7.Смирнова А.М., Трояшкин А.А., Падерина Е.М.: Микробиология и профилактика стафилококковых инфекций – «Медицина», 2017.
8.Смирнов, С. М. Профилактические прививки / С.М. Смирнов, А.А. Ясинский. - М.: Медицина, 2016. - 264 c.
9.Учайкин, В. Ф. Руководство по клинической вакцинологии / В.Ф. Учайкин, О.В. Шамшева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 612 c.
10.Шамшева, В.О. Клиническая вакцинология / В.О. Шамшева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 267 c.