Фрагмент для ознакомления
2
являться достижение свободы и равенства. Законы должны учитывать географические факторы и уровень общественного развития народов различных стран. По мнению Ж.-Ж. Руссо каждый народ вправе принимать законы пригодные для него одного. Преждевременное принятие законов для народа, который не созрел для них, не является достаточно цивилизованным, несет ему вред. Так он считал, что русские никогда не станут истинно цивилизованным народом так, как они подверглись цивилизации чересчур рано по воле Петра I.
Но законы, по мнению Ж.-Ж. Руссо вторичны по отношению к законодательной власти. «Закон, принятый вчера не имеет законодательной силы сегодня», – считал Ж.-Ж. Руссо. Действие законов подтверждается молчаливым согласием суверена. Если закон не отменен, то значит он действует. Ж.-Ж. Руссо допускает приостановление действия законов в случае крайней опасности для государства и передачи всех властных полномочий, на короткий срок, на примере Римской Республики диктатору.
Концепция народного суверенитета оказала огромное влияние на законодательство во времена буржуазных революций XVIII столетия. Многие ее положения легли в основу «Декларация независимости США» (1776 г.) и « Декларация прав человека и гражданина» (1789 г.) во Франции. Учение о законе, как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета во многом определило последующее развитие государственно-правовой мысли и социально-политической практики. Доктрина Ж.-Ж. Руссо стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения французской буржуазной революции.
Одним из основоположников обновления юридической мысли Нового времени стал выдающийся голландский мыслитель Гуго Гроций (Хьюг де Гроот). Основные положения его теории естественного права были изложены в трактате «О праве войны и мира». Наиболее концентрированные теоретические положения содержатся в «Пролегоменах» к трактату и первых его главах. Как и для всех представителей теории естественного права важным было теоретически обосновать новое рационалистическое правопонимание в условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. Ему принадлежит разработка основных начал, принципов и форм внутригосударственной жизни и международного общения. Их он рассматривает в юридической плоскости. При этом Г.Гроций выделяет юриспруденцию, как науку о праве и справедливости от науки о политике, предметом которой является целесообразность и польза.
Право и справедливость по Г.Гроцию это естественное право, основанное на человеческом разуме. Право же тождественно справедливости, а его источником является разумная природа человека. Это право не зависит от воли бога. Если источником естественного права, в понимании Г.Гроция является человеческий разум, то воля человека является источником волеустановленного права. Оно, в свою очередь, разделяется на человеческое право (внутригосударственное и международное) и божественное (библейский закон божий) право. В конечном счете, волеустановленное право, как человеческое, так и божественное отличаются от права естественного только по источнику происхождения. Правовая система, созданная на основе естественного права в доктрине Г.Гроция, может быть реализована при выработке правил общежития: воздержание от завладения чужим имуществом, возврат этого имущества и выплаты причиненного ущерба, соблюдение договоров, возмещение ущерба, вынесение заслуженного наказания, справедливое распределение благ. Соблюдение этих принципов и составляет основу права, которое возможно в силу естественной разумности человека.
По субъектному составу Г.Гроций подразделяет право на право господства (отношение монарха к своим поданным) и право равенства (взаимные права граждан). Право в субъективном смысле отделяется от объективного права тем, что субъективное право основано на интересах отдельных личностей и является низшим по отношению к объективному праву, отражающим интересы всего общества. В этом состоит суть разделения частного и публичного права. При этом при возникновении коллизии между частным и публичным правом предпочтение должно отдаваться последнему, как преследующему общественные интересы. На основании своей теории естественного права Г.Гроций попытался разработать универсальную правовую систему положения, которой были бы легко применимы к внутригосударственным и международным отношениям.
Разрабатывая свою концепцию применительно к происхождению государства, Г.Гроций исходит из доктрины естественного права и строит на нем свою договорную теорию. По мнению Г.Гроция, в раннее время люди не имели государства и находились в своем естественном состоянии, строили свои отношения на основе естественного права. Человеку, по утверждению Г. Гроция, присуща от природы общительность, руководимая разумом. Однако по природе склонные к общению люди начали враждовать, постоянно споря о праве на имущество. И чтобы выйти из такого состояния, необходимо было создать государство, стоящее над обществом и способное урегулировать отношения между людьми. Государство, по мнению Г.Гроция, строится как «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы», то есть на основе общественного договора. Но при этом он не разделяет точку зрения тех философов, которые считали народ
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников и литературы
Учебная и научная литература
1. Корнев, А.В. Проблемы истории, методологии и теории юридической наук: монография / отв. ред. А. В. Корнев. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. – 528 с.
2. Кравцов, Н. А. Лекции по истории политических и правовых учений (краткий курс). Т.1. Древний восток, Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время / Н. А. Кравцов. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2011. – 480 с.
3.Лазарев, В. В. История и методология юридической науки: университетский курс для магистрантов юридических вузов / В. В. Лазарев, С.В. Липень; под ред. А. В. Корнева. – М.: Норма: ИНФРА - М, 2019. – 496 с.
4. Марченко, М. Н. Теория и методология юридической науки: учебник для магистратуры: в 2 ч. / отв. ред. М. Н. Марченко. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. – Ч.1: Общие вопросы теории и методологии юридической науки. – 320 с.
5. Нерсесянц, В. С. История политических и правовых учений: учебник: в 2 т. Т.1/ В.С.Нерсесянц, – М.: Норма: ИНФРА - М, 2018. – 352 с.
6. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: учебник / В. С. Нерсесянц. – Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021. – 560 с.
7. Сырых, В.М. История и методология юридической науки: учебник / В.М. Сырых. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. – 512 с.
Электронные ресурсы
8. Гроций, Г. О праве войны и мира. Книга первая [электронный ресурс].
URL:http://www. civisbook.ru /files/ File/ Groziy.Kn1.pdf (дата обращения: 11.12. 2020).
9.Локк, Дж. Два трактата о правлении. Книга II [электронный ресурс]. URL:http://www. civisbook.ru / files /File / Lokk. Traktaty_2.pdf (дата обращения: 11.12. 2020).
10. Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права [электронный ресурс]. URL: http: // www. civisbook.ru/ files/ File/ Russo. O_dogovore.pdf (дата обращения: 11.12. 2020).