Фрагмент для ознакомления
2
Введение
ООН, будучи универсальной организацией, является одним из важнейших институтов по поддержанию мира и безопасности. Во многом этому способствует ее миротворческая деятельность, которая выражается в форме миссий наблюдателей и операций по поддержанию мира с применением вооруженных сил, направляемых в разнообразные очаги конфликтов.
Миротворческие силы ООН не всегда способны урегулировать возникающие конфликты в кратчайшие сроки. Многие конфликты слишком глубоки, и потому не все миротворческие операции становятся успешными.
Организация Объединенных Наций была создана более 60 лет назад, по окончании Второй Мировой Войны с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности и развития сотрудничества между странами. Своеобразной «визитной карточкой» ООН является ее миротворческая деятельность. В какой бы части мира не возникали конфликты и противоречия, международные военные контингенты и наблюдатели, а также полицейский и гражданский персонал с готовностью направляются туда по решению Совета Безопасности с целью содействия урегулированию конфликта и оказания гуманитарной помощи гражданскому населению.
Упоминания этого вида деятельности нет в Уставе ООН, однако его международно-правовой основой можно считать главы VI, VII и VIII, а также ряд резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых на основании Устава . Началом миротворческой деятельности считается 1948 год, когда Совет Безопасности санкционировал развертывание группы военных наблюдателей на Ближнем Востоке с целью наблюдения за соблюдением перемирия между Израилем и соседними арабскими странами. В 1956 году миротворческая деятельность ООН была дополнена новым аспектом – операциями по поддержанию мира с использованием вооруженных сил, что также было впервые применено на Ближнем Востоке. С тех пор ООН осуществила 67 операций по поддержанию мира.
Однако далеко не все операции ООН заканчиваются успехом, за что они не раз подвергались критике. Многие конфликты слишком остры; за некоторыми из них стоит целое множество разнообразных факторов – исторических, экономических, политических, религиозных и социокультурных, и потому в ряде случаев усилий миротворцев ООН бывает недостаточно для быстрого достижения положительного результата. Примерами могут служить закончившаяся провалом миссия в Сомали 1993 года, неудавшаяся попытка остановить геноцид в Руанде, затянувшаяся нестабильность в Конго и др.
Роль и значение ООН – главной международной организации, которая создана с целью поддержания мира и международной безопасности, развития сотрудничества между странами – сегодня представляется важной, как никогда раньше, поскольку сейчас мир столкнулся с нарастающими процессами глобализации, перестановкой сил, созданием новой структуры в международной системе отношений. Данная концепция приходит на смену биполярной системе, которая самоликвидировалась на рубеже веков.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса создания ООН и её деятельности.
Задачи:
1) Характеристика эволюции функционирования ООН;
2) Описание состава, целей, структуры и принципов работы ООН;
3) Анализ основных перспектив развития ООН.
1 Историко-политический обзор создания ООН
Проблем формирования глобальной организации планетарного характера, которая осуществляет регуляцию системы международных отношений, выдвигалась уже достаточно давно и часто. Особенно данная тема интересовала либеральный подход в международных отношениях. Идея «вечного мира», представленная И. Кантом, предполагает отказ от военных действий как способа политического управления. Как полагал философ, одним из обязательных факторов «вечного мира» является формирование «конфедерации государств», мирового правительства, участники которого станут брать на себя ответственность отказа от военных действий [1].
Но концепции сторонников либерализма долгое время не применялись на практике. В плоскости эмпирического воплощения непосредственной «родственницей» ООН была Лига Наций, сформированная в 1919 году. Перед Лигой, которая существовала между Первой и Второй мировыми войнами, существовала задача, которую впоследствии стал решать ООН – предотвращение новой мировой войны, противодействие агрессии в мире.
Лига Наций, к сожалению, с этой задачей не справилась. В 19 39 году началась Вторая мировая война, которая говорила о ликвидации Лиги Наций. Но формально Лига прекратила свое существование после окончания войны, в 1946 году.
При формировании ООН приняли во внимание негативный опыт Лиги Наций. При том, что организации были похожи по своим задачам – сохранение мира, противодействие агрессии, разоружение, соблюдение норм международного права – ООН существенно отличается от Лиги Наций. Приоритетное отличие состоит в том, что ООН имеет механизмы подавления агрессии как систему военных, политических и экономических санкций, которые применяются против государства-агрессора.
Основной недочет в Лиге Наций – способность организации принимать исключительно морально-психологические меры влияния на страну-агрессора, но не воздействие на нее реально. Санкции против страны-агрессора были прописаны, но устав Лиги Наций давал возможность каждому отдельно взятому государства самому принимать решение – принимать участие в санкциях или нет. Участие в санкциях представлялось добровольным. Поэтому санкции были на практике мало эффективны.
Сейчас санкции, принятые Советом Безопасности ООН, обязательны для всех стран-членов организации.
Еще одним недостатком Лиги Наций было то, что ее устав не запрещал ведение военных действий как метода решения вопросов и противоречий между государствами.
Решение о формировании международной организации для сохранения мира и безопасности было принято в феврале 1945 года совместно с И.В. Сталиным, Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем на конференции стран – участниц антигитлеровской коалиции в Ялте.
25 апреля 1945 года в Сан-Франциско началась Конференция Объединенных Наций, которая была направлена на формирование устава. 25 июня устав был принят. Официально ООН существует с 24 октября 1945 года – когда ратифицировался устав большим количеством стран, которые его подписали.
Целями ООН, которые были закреплены в уставе, было поддержание мира и безопасности, предотвращение и подавление агрессии, решение международных споров при помощи мирных способов, развитие связей культурного, экономического, политического плана между странами [3].
Основная причина формирования ООН – осознание главами государств антигитлеровской коалиции, сообществом в мире недопустимости повторения событий Второй мировой войны, важности формирования эффективных способов и механизмов борьбы с агрессией, сохранения мира.
2 Структура ООН
Структура ООН – сложная и включает в себя огромное число разных единиц – это отделы, комитеты и пр.
Основными структурными подразделениями ООН являются:
1) Генеральная Ассамблея,
2) Совет Безопасности (СБ),
3) Международный суд,
4) Экономический и социальный совет (ЭКОСОС).
Генеральный секретарь ООН назначается Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации СБ ООН. Если рассматривать степень властных полномочий, наиболее важные – у Генеральной Ассамблеи и СБ ООН.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кант И. К вечному миру // Сочинения. В 6 т. Т. 6. URL: http://www.bookol.ru/author.php?author =ИммануилКант// (дата обращения: 16.12.2020).
2. Устав Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/charter/index. shtml (дата обращения: 16.12.2020).
3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 377(V) «Единство в пользу мира» // Национальное деловое партнерство. URL: http//www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_36544.html (дата обращения: 16.12.2020).
4. Югославия в XX веке: очерки политической истории / отв. ред. К.В. Никифоров. М.: Индрик, 2011. 888 с.
5. Гали Б. Непокоренная Организация Объединенных Наций (История отношений между ООН и США). М.: XXI Согласие, 2000.
6. Резолюция № 1244 Совета Безопасности ООН. URL: http://www.ruserbia.com/politics/docs/75-rezoljucia1244 (дата обращения: 16.12.2020).
7. Захаров А.А., Арешев А.Г. Кавказ после 08.08.08. Старые игроки в новой расстановке сил. М.: Квадрига, 2010.
8. Лэйк Э. Новая стратегия США: от «сдерживания» к «расширению» // США: экономика, политика, идеология. 1994. № 3. С. 23–45.
9. При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех: доклад Генерального секретаря ООН. URL: http://daccess-dds-ny. un.org\doc\gen\№5 (дата обращения: 16.12.2020).
10. Индия потребовала ускорить реформу Совета Безопасности ООН // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/suijet/1947/ (дата обращения: 12.12.2014); Уго Чавес высказался за радикальное преобразование ООН // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/suijet/1947/ (дата обращения: 16.12.2020).
11. Лавров о реформе ООН, риторике США и новой холодной войне // Блог Сергея Филатова. URL: http://www.serfilatov.livejornal.com/1917268.html (дата обращения: 16.11.2019); Реформа ООН: мифы и реальность // Аналит. центр «Разумные решения». URL: http://www.analitika.org/internetional-affairs/geo/2390-20050506040900604.html (дата обращения: 16.12.2020).
12. Совет Безопасности ООН и право вето //Выборы. URL: http://www.vybory.org/articles/831.html (дата обращения: 16.12.2020).
13. Постоянная «пятерка» СБ ООН отстояла право вето // Столетие. URL: http://www.stoletie.ru/ lenta/postoyannay_pyaterka_sb_oon_otstoyala_pravo_veto_2009-03-18.html (дата обращения: 16.12.2020).
14. Россия ответила желающим лишить ее права вето в ООН. URL: http://www.azglobus.net/4944- rossiya-otvetila-zhelayuschim-lishit-ee-prava-veto-voon.html (дата обращения: 16.12.2020).