Фрагмент для ознакомления
2
1. Написать рецензию на научную статью или монографию, тематика которой посвящена изучаемому периоду. - 1840-1860-е годы
Эгеберг Э. Ф. Достоевский в поисках положительно прекрасного человека. "Село Степаичиково" и "Идиот" // Проблемы исторической поэтики. 1998. Т. 5. URL: http://poetica.pro/journal/article.php?id=2530. DOI: 10.15393/j9.art.1998.2530
В статье Э.Ф. Эгеберга рассматриваются два романа Ф.М. Достоевсого – «Село Степанчиково его обитатели» и «Идиот». Автор сравнивает романы в поиске типажа идеального героя Достоевского, то есть, сравнивает наиболее положительных, являющихся неким выражением альтер эго писателя, героев – полковника Ростанева и князя Мышкина.
По мнению Э.Ф. Эгеберга, оба герои однозначно положительны, они – носители добра. При этом между романами в творчестве Достоевского прошло целое десятилетие, и, кроме того, «Село» является наименее изученным романом Достоевского в силу того факта что этот роман был отрицательно принят критикой и признан одним из худших произведений Достоевского, в то время как «Идиот» причисляется к числу величайших романов русской литературы.
Это не мешает автору статьи сравнивать романы, находя в них явные параллели и по композиции, и по образу главных героев: «Как в “Селе Степанчикове”, так и в “Идиоте” действие романа определяется любовной интригой, … Настоящая любовь, без корысти, тоже есть в обоих романах, но она вытеснена на задний план. … Далее, в обоих романах действие начинается с того, что в кругу знакомых людей появляется новое лицо, пока не приобщенное к отношениям между этими людьми. … Конец же действия романов означает исчезновение изначальной напряженности ― в “Селе Степанчикове” она отменяется вступлением в брак положительного героя (полковника), в “Идиоте” же ― новым проявлением болезни князя, лишающим его всех надежд на свадьбу. После окончания действия, в строгом смысле слова, в обоих романах имеется эпилог, где повествуется о дальнейших судьбах персонажей» .
Автор статьи видит в образе полковника Ростанева предтечу князя Мышкина, однако отмечает, что образ полковника – комичен, в то время как образ князя Мышкина вырастает в трагическую фигуру. Возможно, на мой взгляд, это связано с комическим тоном всего «Села» в котором Достоевский типизирует персонажей, а не стремится вывести точно написанные и реалистически тонкие характеры. В отличие от «Села», где Ростанев изображен блистающим здоровьем, румяным и красивым мужчиной, то есть, прекрасным и душой, и телом, в «Идиоте» князь Мышкин выведен чахлым и болезненным, обладающим невзрачной, но драматической внешностью человеком. Их неродство внешнее, по мнению автора статьи, с лихвой перекрывается родством внутренним, душевным – оба героя живут «по образу и подобию» Христа, причем если Ростанев следует Евангелию, которое очень чтит, и не противится злу, то Мышкин уже сам по себе представляется кем-то вроде современного Христа, жертвующего собой ради человеческого счастья.
На мой взгляд, автор статьи затронул важную тему для творчества Ф.М. Достоевского – тему поиска Достоевским образа Христа, идеального человека. Однако, упомянутый вскользь в статье Алеша Карамазов кажется мне куда более подходящей фигурой для сравнения с князем Мышкиным и с Ростаневым одновременно, и именно в нем, как мне кажется, следует искать схождение обеих линий, общность, которая и является идеалом человека по мнению Достоевского.
2. Написать комментарий к телепередаче «Игра в бисер», тематика которой посвящена изучаемому периоду. 1840-1860-е годы
Игра в бисер. Иван Тургенев. Первая любовь. 1860 год https://www.youtube.com/watch?v=XRFma43dyUM&list=PL66DIGaegedq6S9AoaC5yTG3ZHcI4cwxP&index=41
Мне кажется, что в передаче «Игра в бисер», посвященной «Первой любви» Тургенева ведущий и его гости слишком много времени уделили не разбору поэтики или стилистики повести, а подробностям личной жизни родителей Тургенева и психоанализу становления его личности в связи с любовными похождениями отца. С одной стороны, тема первой любви и переживаний мальчика, который видит свою возлюбленную любовницей отца – это тяжелая тема, и к ней действительно применим психоанализ, с другой – есть какая-то пошлость в поведении гостей программы, когда они с удовольствием обсуждают внебрачных детей отца Тургенева. Однако литературоведческая часть программы показалась мне весьма интересной – тонкий разбор значения поэзии Пушкина в повести, эротические мотивы, - все это было разобрано с большим знанием.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алешина Л.В. Сравнение как средство детализации цветообозначении в "записках охотника" И. С. Тургенева // https://cyberleninka.ru/article/n/sravnenie-kak-sredstvo-detalizatsii-tsvetooboznachenii-v-zapiskah-ohotnika-i-s-turgeneva
2. Беляева И.А. Система жанров в творчестве И.С. Тургенева. М.: МГПУ, 2005. — 252 c.
3. Воскресенская Н.А. Концепт «Ум» в цикле И. С. Тургенева «Записки охотника» и его французских переводах // https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-um-v-tsikle-i-s-turgeneva-zapiski-ohotnika-i-ego-frantsuzskih-perevodah
4. Дубинина Т. Г. Пушкинские традиции в творчестве И. С. Тургенева 1840-х - начала 1850-х годов : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2011. - 22 с.
5. И. С. Тургенев: текст и контекст: Коллективная монография / Под ред. А. А. Карпова и Н. С. Мовниной. — СПб.: Скрипториум, 2018 — 580 с.
6. Кулакова А. А. Мифопоэтика "Записок охотника" И. С. Тургенева: Пространство и имя : Автореф. дис... канд. филол. наук. - М. : [б. и.], 2003. - 33 с.
7. Макарова Е.В. Лирическое начало в книге рассказов «Записки охотника» И. С. Тургенева // https://cyberleninka.ru/article/n/liricheskoe-nachalo-v-knige-rasskazov-zapiski-ohotnika-i-s-turgeneva
8. Макарова Е.В. Художественное пространство в книге рассказов «Записки охотника» И. С. Тургенева // https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennoe-prostranstvo-v-knige-rasskazov-zapiski-ohotnika-i-s-turgeneva
9. Моруа А. Тургенев : пер. с фр. / Андре Моруа. - М. : Согласие, 2001. - 189 с.
10. Муратов А. Б. Из истории русской литературы и истории русской филологической науки (вторая половина XIX - начало XX века) : ст. разных лет. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 271 с.
11. Недзвецкий В. А. И. С. Тургенев. "Записки охотника", "Ася" и другие повести 50-х годов, "Отцы и дети" / В. А. Недзвецкий, П. Г. Пустовойт, Е. Ю. Полтавец. - 2-е изд. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 109 с.
12. Неминущий А. Н. Структура и функции звукового кода в «Записках охотника» И. С. Тургенева // Проблемы исторической поэтики. - 2018. - № 21 // https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-funktsii-zvukovogo-koda-v-zapiskah-ohotnika-i-s-turgeneva
13. Новикова-Строганова А.А. Христианский дух земли русской ("Записки охотника" И. С. Тургенева) // https://cyberleninka.ru/article/n/hristianskiy-duh-zemli-russkoy-zapiski-ohotnika-i-s-turgeneva
14. Петрова Л.М. О комическом в «Записках охотника» И. С. Тургенева // https://cyberleninka.ru/article/n/o-komicheskom-v-zapiskah-ohotnika-i-s-turgeneva
15. Прокудин Б.А. Общественный идеал в "Записках охотника" И.С. Тургенева: историко-политический анализ // https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennyy-ideal-v-zapiskah-ohotnika-i-s-turgeneva-istoriko-politologicheskiy-analiz