Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Произведение создается под впечатлением истории, услышанную автором от кубинских рыбаков, и изданную в качестве очерка в тридцатых годах двадцатого столетия.
Жанровая направленность произведения определяется литературоведами в качестве повести-притчи в стиле реализма, поскольку его глубокий духовный смысл отличается исключительностью, выходящей за рамки традиционной повести.
Основная тема повести заключается в размышлении об испытании на прочность силы воли человека, веры в собственные силы, метаний и духовной победы, а также одиночества и жизненного предназначения.
Композиционная структура произведения представляется в качестве трехчастной, отличающейся кольцевым обрамлением. По условному делению первая часть повествует о старике и мальчике, вторая – о выходе старика в море, а третья – возвращении главного героя домой.
Отличительная особенность произведения заключается в использовании автором внутренних монологов и диалогов, характеризующихся скрытой библейской направленностью.
Главным героем повести является Сантьяго, представленный в образе старого рыбака, имя которого символизирует святого. Старик изображается в произведении в качестве старого, изможденного, довольствующего малым человека, питающегося простой едой, живущего в бедной хижине, спящего на постели, заправленной газетами.
Образ главного героя является символом слияния человека и окружающего мира.
Также в качестве основного персонажа представляется Манолино, изображенный в повести в лице соседского мальчишки старика, помогающего Сантьяго в его непростом существовании. Образ мальчика используется для придания произведению оптимистического финала, поскольку является символом молодости и будущего.
Произведение отличается художественной проблематикой, заключающейся в демонстрации внутренней человеческой силы. Кроме того, автор используется несколько символов в повести в качестве огромного океана, выражающего человеческое пространство и духовную жизнь, а также большей рыбы, представляющей божественный образ, обитающий в каждом человеческом творении.
Средствами художественной выразительности автор использует в повести отрывистый, лаконичный ритм, сменяющийся описанием медленных, развернутых пейзажных картин (ночное и утреннее море), а также сновидениями главного героя.
Цель работы – рассмотреть философскую концепцию притчи «Старик и море».
1. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОВЕСТИ-ПРИТЧИ ХЕМИНГУЭЯ
1.1. Смысл названия повести
Хемингуэй – замечательный сочинитель. Он смог написать историю так, что восхитил специалистов и уже не одно поколение читателей, а это дорогого стоит. В произведении писатель поднял вечную тему человека и стихии. «Старик и море»– это история прежде всего о борьбе дряхлого, старого человека и вечно молодой, сильной и мощной стихии. В повести важна не только рыба, но и природа в целом. Именно с ней сражается человек и в этой схватке не проигрывает.
Прежде всего, стоит обратить внимание на главный образ в повести – на старика Сантьяго, который терпит постоянные неудачи на протяжении всего повествования. Парус его лодки старый и недееспособный, а сам герой - это измождённый жизнью старик с веселыми глазами. Глазами человека, который не сдается. В этом и заключается философский символизм повести. Когда читатель наблюдает за тем, как старик борется с рыбой, в действиях и словах главного героя он видит фатализм извечной борьбы человека. Сантьяго напрягает все свои силы и несмотря ни на что продолжает поединок, в конце которого он побеждает. Именно в этом моменте раскрывается одно из основных философских задумок произведения, которая заключается в том, что «человека можно уничтожить, но его нельзя победить».
Поединком старого Сантьяго и большой рыбы Хемингуэй обращает наше внимание на истинную натуру человеческой души и смысл человеческой жизни. Символическая борьба личности Сантьяго продолжается тогда, когда акулы нападают на его рыбу. Герой не отчаивается, не сдается, и несмотря на усталость и изнеможенность, продолжает бороться, защищать то, что он добыл таким большим трудом. Ни раны на его руках, ни поломанный нож не мешает ему в этом. И в момент, когда становится очевидно, что Сантьяго не смог спасти рыбу, раскрывается ключевой символ философии писателя. Герой не сберег рыбу, но герой не проиграл, потому что – он боролся до последнего.
Обессиленный и ослабевший герой все-таки возвращается в порт, где его дожидается мальчик. Хемингуэй показывает нам старика, как победителя и раскрывает силу его характера. Ведь образ Сантьяго вобрал в себя черты настоящего героя, человека, который никогда не изменяет самому себя и своим принципам. Задумкой писателя было показать философскую сторону принципов человеческого существования, и он делает это на примере единственного персонажа и его отношении к жизни.
1.2. Пафос борьбы в произведении, победа Человека и поражение Сантьяго
«Человека можно уничтожить, но нельзя победить» Для старика это не просто работа. Для него борьба в море – это способ доказать себе и обществу, что он все еще в обойме, а значит, не имеет права «отключаться» из-за голода и жажды, солнца и даже онемения конечностей, а уж тем более умирать. Да, моряк не довез свою рыбу в этот раз, но он все равно совершил подвиг. И мы твердо верим, что у какого-то другого старика (необязательно покорителя морских далей) непременно будет возможность так же поквитаться с судьбой, как у его собрата, и сотворить что-то выдающееся. Замечательный и популярный автор Эрнест Хемингуэй. «Старик и море» – сочинение многогранное и бездонное.
В море герой проявляет небывалую выносливость, стойкость и силу духа. Поймав крупную рыбу, он несколько дней подряд практически без отдыха держит ее на крючке, пока та, наконец, не всплывает, и старику не удается убить ее гарпуном. Потом он также бесстрашно и отчаянно сражается с акулами, пытающимися отнять его добычу.
Несмотря на то что вся жизнь старика заключается в том, что он ловит и убивает рыбу, он очень уважает ее и всех других обитателей моря. Находясь в походе на своей лодке, мужчина чувствует единство с природой: он, как с живыми, разговаривает с рыбами и птицами, восхищается ими, любит и жалеет их.¬ Сантьяго ощущает свою старость и свое одиночество, которое, как он считает, неизбежно в его возрасте. В то же время он понимает, что «человек в море никогда не бывает одинок.
1.3. Образ старика Сантьяго
Сантьяго является главным героем повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Это опытный кубинский рыбак, живущий в деревне на берегу моря. Мужчина уже очень стар, «худ и изможден». На голове его имеются глубокие морщины, а от длительного пребывания на солнце щеки и шея старика покрылись коричневыми пятнами «неопасного кожного рака».¬ Руки героя изрезаны глубокими шрамами от бечевы, многократно ранившей их в тот момент, когда он вытаскивал из моря крупную рыбу. Несмотря на это, у старика по-прежнему могучие плечи и такая же несгибаемая воля, а глаза его все еще молоды и своим цветом «похожи на море». Это глаза человека, который никогда не сдается. Старик Сантьяго. Портретное и характерное описание героя.
О биографии Сантьяго мы знаем очень немного. Известно лишь, что в молодости он плавал на паруснике юнгой к берегам Африки. В то время мужчина был очень крепок физически, о чем говорит эпизод из его воспоминаний, в котором он меряется силой с могучим негром и побеждает его.¬ Некогда у Сантьяго была жена, которая теперь уже даже не снится мужчине, как не снятся ему больше и другие женщины, а также великие события, рыбы, бури или драки. Теперь герой видит во сне только Африку с ее белыми берегами. Старый рыбак очень беден. У него на обед не бывает даже миски риса с рыбой, поэтому он вместе со своим другом — мальчиком Манолином выдумывает ее, так же как и несуществующую рыболовную сеть, которую мужчине пришлось продать уже очень давно. Рубашка у Сантьяго вся в заплатах, а спать мужчине приходится на кровати, покрытой лишь старыми газетами.
Исследователи назвали Сантьяго совершенно новым героем. Старик Сантьяго принадлежит миру природы. Родство его с морем видно уже в его облике. Он точно знает, зачем родился: «чтобы стать рыбаком, как рыба рождается, чтобы стать рыбой». Третье отличие состоит в качестве мира, к которому принадлежит Сантьяго. Этот мир иной. В нем тоже идет борьба за существование, есть и жестокость, и убийства. Но в этом мире царит гармония вечного круговорота природы, каждое живое существо в нем действует в соответствии с законами природы и своим назначением. Даже акулы занимают в нем свое место. Наконец, образ главного героя не столь прост, как кажется поначалу. По сравнению с прежними простыми людьми Сантьяго – сложная фигура. Он – думающий старик, или, по собственному определению, – «старик не как другие». Э. Хемингуэй наделяет его способностью о многом рассуждать, поэтизирует его воспоминания.
Российский критик Иван Александрович Кашкин писал, что в «Старике и море» стерлась резкая грань между простым человеком, который так нравится Хемингуэю, и его же лирическим героем. Кашкин считает, что образ Сантьяго нельзя назвать целостным, но он однозначно богатый и разнообразный. Сантьяго не одинок и может передать свое мастерство другому человеку. Автор написал книгу так, что она открыта в будущее. «Род проходит и приходит, но не только земля, а и дело человека пребывает вовеки не только в собственных созданиях искусства. Оно, как и мастерство передается из поколения в поколение. Кашкин не говорит о старости на пороге, когда жизнь человека угасает. В «Старике и море» никто не умирает, значит моральную победу достигли не жизненной ценой.
Критик А. Эльяшевич сравнивает замысел повести «Старик и море» с ранним рассказом Э. Хемингуэя «Непобежденный», где возникал образ одинокого человека, побитого жизнью, но не сломленного. В поздней повести писатель смог придать этому образу «глубокий, обобщающий смысл, сделать его более значительным, масштабным». В целом, по А. Эльяшевичу, «Старик и море» - книга о вечном и неравном поединке Человека с Жизнью. Человек одинок и изолирован от истории и общественных связей, но при этом он земной и индивидуально неповторим, а жизнь истолковывается критиком как судьба, рок, как проявление стихийных сил природы, но в то же время показывается во всей полноте реалистической детализации. По мнению литературоведа, повесть о старике и море при всей трагичности лишена настроений тоски и безысходности. Главная ее цель - показать, «на что способен человек и что он может вынести». Поражение старика, в конечном счете, оборачивается его моральной победой, победой человеческого духа над превратностями судьбы.