Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственная служба в органах внутренних дел как одна из разновидностей федеральной государственной службы осуществляется не сама по себе, а благодаря законам функционирования аппарата государственного управления соответствующий процесс надлежащим образом организован, без этого представить себе реализацию государственно-служебных отношений практически невозможно.
Организация прохождения службы в органах внутренних дел - это процесс управления кадрами соответствующего вида государственной службы.
В этой связи необходимо отметить, что вопрос организации чего-либо - всегда проблема управления. Известно, что государственная служба представляет собой некую систему, которая может выступать в качестве объекта организации, поэтому организационная составляющая в системе государственной службы всегда присутствует.
1.Основные стадии прохождения государственной службы в органах внутренних дел
Понятие федеральной государственной гражданской службы определено Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации". Это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
В свою очередь, должности в органах внутренних дел учреждаются в целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, подразделений либо полномочий лица, замещающего государственную должность Российской Федерации.
Правовой основой государственной гражданской службы в органах внутренних дел является широкий спектр нормативных правовых актов. Среди них можно выделить общие, относящиеся ко всем государственным гражданским служащим, и специальные, касающиеся только тех, кто проходит государственную гражданскую службу в органах внутренних дел. В этом заключается особенность правового регулирования государственной гражданской службы в органах внутренних дел .
Общие нормативные правовые акты включают в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти.
Анализ законодательства позволяет выделить ряд признаков, характеризующих государственную гражданскую службу Российской Федерации в органах внутренних дел.
1. На государственную гражданскую службу в органы внутренних дел принимаются только граждане Российской Федерации. На это обращает внимание ст. 13 и 22 Федерального закона от "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В котором в частности устанавливается: что "Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы".
На гражданскую службу поступают граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом. Для сравнения: например на военную службу по контракту могут поступать не только граждане РФ, но и иностранные граждане.
Возраст для поступления на государственную гражданскую службу составляет 18 лет, особенностью поступления в образовательные учреждения высшего образования МВД РФ для обучения по очной форме могут поступать граждане, не достигшие возраста 18 лет. Зачисление в такие образовательные учреждения является поступлением на службу в органы внутренних дел.
Аналогичный порядок поступления на военную службу является поступления в высшие военные образовательные учреждения Министерства обороны РФ и других силовых ведомств.
Кроме того, установлен предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел:
1) для замещения должностей в органах внутренних дел - 35 лет;
2) для поступления в образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме - 25 лет.
Для государственных гражданских служащих, в т.ч. поступающих в органы внутренних дел, таких ограничений не существует.
Существуют различия и в предельном возрасте пребывания на службе. Для гражданской службы - 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на службе, этот срок может быть продлен, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории "помощники (советники)", учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, - до окончания срока полномочий указанного лица.
Федеральному гражданскому служащему, замещающему должность категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, срок также может быть продлен, но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет.
Для сотрудников органов внутренних дел установлены более жесткие условия, обусловленные повышенными требованиями к состоянию здоровья.
Предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел составляет для сотрудника:
1) имеющего специальное звание генерала полиции Российской Федерации, генерал-полковника - 65 лет;
2) имеющего специальное звание генерал-лейтенанта, генерал-майора - 60 лет;
3) имеющего специальное звание полковника - 55 лет;
4) имеющего иное специальное звание - 50 лет.
2. Для осуществления федеральной государственной гражданской службы учреждаются должности федеральной государственной гражданской службы.
Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.
Назначение на должность осуществляется по результатам конкурса, за исключением ряда случаев, установленных законодательством.
Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.
Существует четыре категории должностей государственной гражданской службы: 1) руководители; 2) помощники (советники); 3) специалисты; 4) обеспечивающие специалисты.
Указанные категории должностей, в свою очередь, делятся на группы: 1) высшие должности гражданской службы; 2) главные должности гражданской службы; 3) ведущие должности гражданской службы; 4) старшие должности гражданской службы; 5) младшие должности гражданской службы.
При этом должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.
Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утвержден Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 N 1574 "О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы".
Государственным гражданским служащим присваиваются классные чины. Порядок присвоения классных чинов, их соотношение со специальными званиями сотрудников органов внутренних дел определяются указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 N 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим".
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Литература
2. Бухалков М.И. Управление персоналом: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Инфра-М, 2015.
3. Галанин О.А. Организация работы с резервом для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации в свете требований административной реформы: Автореф. ... дис. канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2015.
4. Добробаба В.В. Традиции и новации в правовом регулировании института дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 3. С. 29 - 31.
5. Колонтаевская И.Ф. Организационно-правовые основы профессиональной подготовки управленческих кадров полиции за рубежом: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015.
6. О состоянии кадрового обеспечения в органах внутренних дел Российской Федерации: Иллюстр.-справоч. матер. М., 2013 - 2016.
7. Миннигулова Д.Б. Социальное партнерство на государственной гражданской службе: юридические аспекты // Административное право и процесс. 2013. N 12. С. 35 - 37.
8. Попова О.В. Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации - самостоятельный государственно-правовой институт // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 2. С. 22.
9. Прошин А.А. Административно-правовые и организационные аспекты формирования руководящих кадров органов внутренних дел субъектов Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016.
10. Соломатин Е.Ю. Административно-правовое регулирование формирования кадрового резерва на федеральной государственной службе: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
11. Сороко А.В. Управление кадровым потенциалом государственной гражданской службы на основе формирования резерва управленческих кадров: Дис. ... д-ра экон. наук. М., 2011.