Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Земля является категорией многогранной и многоаспектной, предметом исследования естественных и гуманитарных наук, объектом природы и природным ресурсом. Российская Федерация является одним из немногих государств, в арсенале которого находятся богатейшие земельные ресурсы.
Именно поэтому отношения в сфере землепользования четко отрегулированы целым комплексом нормативно-правовых актов и, прежде всего Конституцией РФ. Но при, казалось бы, всестороннем охвате законодательными актам земельные отношения остаются одними из самых спорных в правоприменительной практике. Немало споров и проблем возникает и в сфере вещного права, в частности, права собственности.
Право собственности является основополагающим в правовой науке и практике. Юридически грамотное регулирование отношений в этой сфере уменьшит количество возникающих споров, а также защитит интересы собственников земельных участков.
Поэтому рассматриваемая тема является актуальной и востребованной. Актуальность данного исследования предполагает глубокое, всестороннее изучение права собственности на землю в отечественном законодательстве, поиск путей решения теоретических и практических проблем, возникающих в связи с несовершенством действующего законодательства в данной области общественных отношений.
Также хотелось бы отметить особенность отношения российского общества к земле как объекту прав. Возможно, это связано с достаточно долгим периодом времени, когда земля находилась исключительно в государственной собственности. Так как вплоть до настоящего времени большой процент земель не сформирован, не оформлены права на земельные участки, нет правоустанавливающих документов на землю. Таким образом, земли «повисли в воздухе», что самым негативным образом сказывается на возможности защиты прав собственниками земельных участков.
Целью настоящего исследования является научно-теоретический анализ права собственности на землю в отечественном законодательстве.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования необходимо было решить следующие задачи:
- определить институт права собственности на землю;
- изучить формы собственности на землю;
- выделить основные черты права частной собственности на землю;
- определить субъекты и объекты права частной собственности на землю;
- зафиксировать проблемы развития многообразия форм земельной собственности в Российской Федерации.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в области права частной собственности на земельный участок.
Структура работы состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Понятие и содержание права собственности на землю
Среди всех вещных прав выделяется, прежде всего, право собственности независимо от его форм и видов. Прежде чем перейти к понятию права частной собственности на землю имеет смысл начать с анализа общего понятия права собственности, закрепленного в ст. 209 ГКРФ.
Возможность иметь землю и иные природные ресурсы в частной собственности предусмотрена Конституцией РФ (ст. 9).
Право собственности является первым и основным из вещных прав, определяющих отношение к вещам и отношения по поводу вещей.
Под правом собственности в РФ понимается совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих общественные отношения по присвоению материальных благ конкретными лицами. Право собственности предоставляет собственнику права владения, пользования и распоряжения имуществом.
При этом владение, пользование и распоряжение землей в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Правомочие владения предполагает обладание объектом, фактическое господство над ним. Правомочие пользования заключается в хозяйственной и иной эксплуатации земельных участков, извлечения и них полезны свойств. Осуществляя данное правомочие, собственник земельного участка должен соблюдать специальные правила, предусмотренные земельным, природоохранным законодательством и иными нормативными правовыми актами о природных объектах.
Правомочие распоряжения предоставляет собственнику возможность определять юридическую судьбу земельного участка. При этом в отношении многих природных объектов, по сути, определяется его особый правовой статус, осуществляется категоризация объекта по целевому назначению, определяется непосредственно целевое назначение природного объекта при передаче его в собственность или в пользование тому или иному субъекту.
В силу особой значимости земельных участков, а также в связи с наличием публичного интереса в их грамотном, рациональном использовании, при определении содержания права собственности на земельные участки необходимо учитывать устанавливаемые законодательством ограничения.
Такие ограничения предусмотрены как непосредственно земельным законодательством, так и водным, лесным законодательством и другими нормативными правовыми актами, то есть, таким образом, можно говорить о смешении частно-правовых и публично-правовых методов правового регулирования.
2. Формы собственности на землю
Конституция РФ закрепляет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земельным кодексом РФ предусмотрены следующие формы собственности: государственная, муниципальная, частная собственность на землю.
Все формы собственности на землю объединяет особый режим использования земельных участков. Независимо от формы собственности использование земельного участка производится исключительно по целевому назначению.
Следует отметить, что все земельные участки подлежат классификации по категориям, которые установлены в ст. 7 ЗК РФ, и по видам разрешенного использования, которые регламентируются Приказом Минэкономразвития России № 540.
В соответствии со ст. 16 ЗК РФ к государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований.
В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации). Таким образом, субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.
Основаниями возникновения федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. ст. 17 - 19 Земельного кодекса Российской Федерации являются: 1) признание таковых федеральными законами (а муниципальной собственности - и законами субъектов Российской Федерации); 2) право собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на которые возникло при разграничении государственной собственности; 3) которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В условиях проведения правовой реформы актуальным является исследование полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений. В п. 1 ст. 11 ЗК РФ содержится неисчерпывающий перечень их полномочий, в связи с чем необходимо использовать многочисленные нормативные правовые акты. Это приводит к тому, что органы местного самоуправления нередко выходят за рамки дозволенного и принимают муниципальные правовые акты, противоречащие действующему федеральному законодательству.
Механизм возникновения муниципальной собственности на землю включает в себя три источника формирования муниципальной собственности, которые можно обозначить как публично-правовые (т.е. присущие муниципалитетам как публично-правовым образованиям).
Первый источник - это разграничение некогда единой государственной собственности на землю с выделением федеральных и муниципальных земель.
Второй принципиальный источник формирования муниципальной собственности - переход в муниципальную собственность земельных участков граждан и юридических лиц (т.е. частной собственности).
Кроме того, в муниципальную собственность могут переходить земельные участки, признанные бесхозяйными в порядке ст. 225 ГК РФ. Бесхозяйной является вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Третий источник формирования муниципальной собственности на землю - передача земельных участков, уже разграниченных и закрепленных, в федеральную или региональную собственность, в собственность муниципальных образований.
Таким образом, под муниципальной собственностью на земельные участки понимается форма публичной собственности, сформировавшаяся в ходе разграничения государственной собственности на землю либо по иным предусмотренным законом основаниям, отличительной чертой которой является особый характер задач муниципальных органов власти и вытекающая из этого специфика владения, пользования и распоряжения земельными участками для создания условий жизнеобеспечения потребностей населения муниципального образования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.//Российская газета от 25.12.1993г. № 237.
2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1.//Собрание законодательства РФ. 05.12.1994 г. № 32 ст. 3301.
3. Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2001, № 44, ст. 4147.
4. ФЗ РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»//Собрание законодательства РФ. 20.07.2015, № 29 (часть I), ст. 4344
5. ФЗ РФ от 19.07.2011г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации. 2011 № 30 (ч.1). ст. 4594
6. Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков"// Российская газета. 24.09.2014. № 217
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 № 8-П "По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской облас
8. Анисимов А.П., Рыженков А.Я. Земельная функция современного государства: монография. -М.: Новый индекс, 2012. тной Думы"//Собрание законодательства РФ. 03.05.2004, № 18, ст. 1833
9. Жернаков Д.В. Земельный участок как объект гражданского правоотношения // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. –Екатеринбург.: Институт частного права, 2006.
10. Земельные права в Российской Федерации. Практическое пособие/Под ред. Тихомирова М. Ю. –М.: Издательство Тихомирова М.Ю., 2008.
11. Степанов С.А. Недвижимое имущество в гражданском праве. -М.: Статут, 2004.
12. Прохорова Н.А. Право государственной собственности на землю: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -М.: 2006.
13. Бочаров Н.Н. Правовой режим земельного участка как объекта права собственности граждан//Юрист. 2014. № 8.
14. Грехова Е. А. Земельный участок как объект недвижимого имущества//Право и политика. 2007, № 5.
15. Иконицкая И. А. Некоторые теоретические вопросы права государственной собственности на землю//Журнал российского права. 2006. № 12.
16. Рябов А.А, Ахметьянова З.А. О праве собственности на земельные участки и его ограничениях//Юрист. 2016. № 24.