Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Налоги являются основным источником пополнения доходной части бюджета, орудием государственного управления.
Современное развитие общественно-экономических отношений в Российской Федерации, в совокупности с реформированием налоговой системы, требует повышения поступления налогов, упрощения механизма налогового учета и контроля, стабильности и эффективности налоговой системы в целом.
Функции по обеспечению доходной части бюджета и осуществлению контроля за исполнением гражданами и юридическими лицами конституционной обязанности по уплате налогов выполняют налоговые органы.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы Российской Федерации являются единой системой контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
1.Правовое положение налоговых органов в системе исполнительной власти Российской Федерации
В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области налогов и сборов, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - ФНС России). Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов России и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Орган исполнительной власти - это самостоятельная структурная единица в системе исполнительной власти, реализующая функции государственного управления в пределах предоставленных полномочий в определенной сфере, предмете (объекте) государственного ведения.
Основу правового положения органа исполнительной власти, в т. ч. ФНС России, составляют конституционные нормы и положения. Конституция Российской Федерации закрепляет важнейшие принципы налогообложения, устанавливает основы разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, устанавливает основы местного самоуправления. Так, в ст. 57 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность платить законно установленные налоги и сборы. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72
Конституции Российской Федерации). Однако система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральными законами (и. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации).
Органы власти субъектов РФ (ст. 73 Конституции Российской Федерации), органы местного самоуправления (ст. 132 Конституции Российской Федерации) вправе утверждать и исполнять свой бюджет, устанавливать региональные и местные налоги и сборы соответственно.
Кроме того, согласно ст. 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы, по вопросам, в частности, налоговой политики и регулирования.
К ведению Российской Федерации относится определение порядка организации налоговых органов Российской Федерации, т.к. в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации относится установление порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 78 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Кроме того, в соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. На основании этих норм созданы и действуют территориальные налоговые органы.
Важную роль в нормативном закреплении статуса налоговых органов играют отраслевые нормативные правовые акты. Прежде всего Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» [2], который является базовым при определении порядка организации и деятельности налоговых органов. В нем законодательно дано определение налоговых органов, закреплены задачи и полномочия налоговых органов, их ответственность, определены особенности их деятельности.
Особая роль в регулировании налоговых правоотношений, прав и обязанностей, закреплении статуса налоговых органов принадлежит первому кодифицированному акту в области налогообложения - Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ). Часть первая НК РФ, устанавливает права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, процедуры проведения налогового контроля, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение; часть вторая НК РФ определяет порядок налогообложения конкретными налогами и сборами.
Основным актом, определяющим правовой статус налоговых органов, является Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации 30 сентября 2004 г. № 506. Положение о ФНС России дает определение ФНС России, закрепляет статус Службы как юридического лица, полномочия ее руководителя, его заместителей, основы взаимодействия с Минфином России, общий порядок деятельности и государственного финансирования налоговых органов.
Административная деятельность налоговых органов является разновидностью государственного управления, в процессе которой осуществляется исполнительно-распорядительная деятельность уполномоченного органа в налоговой сфере.
С функциональной точки зрения органы исполнительной власти создаются для реализации основных функций государства в определенной сфере деятельности и наделяются властными полномочиями для выполнения этих функций. По справедливому замечанию Б. М. Лазарева термин «функции органа» «более многозначителен и нередко употребляется в смысле социального назначения целей, задач, полномочий или компетенции органа управления».
В правовой литературе функции государственного управления понимаются в двух смыслах:
во-первых, общие функции управления как один из общих способов организации администрации, административного воздействия исполнительной власти на подвластных (инструментальный подход), т.е. всеобщие, типичные способы информационного взаимодействия между субъектами и объектами социального управления (прогнозирование, планирование, нормативное регулирование, методическое руководство, работа с кадрами, контроль и т.д.);
во-вторых, функции, связанные с объектом административного воздействия (предметный подход), соответственно, выделяют функции государственной администрации: обеспечение безопасности личности, общества, государства; развитие экономики, осуществление административно-хозяйственной деятельности; обеспечение реализации социальной политики государства; осуществление связей с другими государствами, с международными организациями.
Функции органа исполнительной власти имеют базисное значение для определения его компетенции. В настоящее время именно функционально-целевой метод положен в основу построения органов исполнительной власти, который предполагает определение конкретных функций каждого органа исполнительной власти, а затем наделение их необходимым объемом прав и обязанностей для реализации своих функций.
Под функциями органов исполнительной власти в науке административного права понимаются основные направления их деятельности, в рамках которых осуществляются формы управленческой деятельности.
В настоящее время система федеральных органов состоит из органов трех уровней:
федеральное министерство;
федеральная служба;
федеральное агентство.
Все эти структуры являются взаимосвязанными, при этом каждая имеет собственную компетенцию и сферу деятельности.
Выделение указанных групп федеральных органов исполнительной власти стало возможно благодаря разграничению управленческих функций между государственными органами.
Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» названная структура определена в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.
При этом контроль за исполнением налогового законодательства носит основополагающий характер, в то время как проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей относится к функциям - задачам налоговых органов.
Наделение налоговых органов определенной компетенцией основано на административно-правовом механизме регулирования финансовых правоотношений, разновидностью которых являются налоговые правоотношения.
Основным правовым методом налогового регулирования является государственно-властное предписание со стороны компетентных государственных органов. Налоговые органы участвуют в таких общественных отношениях, в которых исключается юридическое равенство их участников. Такте управленческие отношения всегда предполагают подчинение воли управляемых единой воле субъекта управления, какими являются налоговые органы. Особенности этого метода особенно проявляются в полномочиях налоговых органов, обязанных давать властные предписания участникам налоговых отношений.
Налоговые нормы являются преимущественно императивными, т.е. эти нормы относятся к обязывающим, предписывающим определенное поведение или совершение определенных действий. Налоговым органам действующее законодательство предоставляет четко закрепленный объем властных полномочий, адресуемых налогоплательщикам, их обязанностью является подчинение предписаниям.
Непосредственно в содержании компетенции налоговых органов входит система его налоговых полномочий, т.е. прав и обязанностей в сфере налоговых отношений, носящих внешне властный характер. Полномочия предоставляются налоговым органам для выполнения возложенных на них функций. Функциональная общность налоговых органов состоит в том, что все они - от центрального аппарата ФНС России до инспекции ФНС России осуществляют административно-юрисдикционную деятельность.