Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Компания может стать монополией благодаря экономическому превосходству над более мелкими конкурентами, вследствие естественных причин или других факторов – в частности экономической политики государственных органов.
Монополия диктует цену поставщикам сырья и материалов, так как с большой вероятностью эти материалы никто, кроме него, не будет покупать. Благодаря этому доходы монополии становятся непропорционально большими, и она получает возможность расширять сферу своих интересов дальше.
Целью работы выступает комплексный анализ основ деятельности компании в условиях монополизации рынков.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
раскрыть сущность монополии,
проанализировать деятельность компании при монополизации рынков,
изучить антимонопольную политику в России.
Работа состоит из двух частей, в которых анализируются теоретические аспекты и сущность монополии, а также проводится анализ на примере компании.
Для раскрытия данной темы были использованы исследования авторов в области микроэкономики, экономические порталы и ресурсы Интернет.
1. Теоретические основы исследования монополии
1.1 Понятие, сущность и особенности монополии
Монополия – это предприятие, которое единолично производит продукцию или всецело контролирует ее производство, не допуская при этом возникновения конкурирующих предприятий, предлагающих потребителям аналоги этой продукции .
Компания может стать монополией благодаря экономическому превосходству над более мелкими конкурентами, вследствие естественных причин или других факторов – в частности экономической политики государственных органов.
Предприятие, не имеющее конкурентов на рынке и предлагающее потребителю нужные ему товары, называется монополией. Это положение является чрезвычайно выгодным для предприятия, так как оно получает возможность устанавливать любую цену и условия для реализации своих товаров.
Монополия диктует цену поставщикам сырья и материалов, так как с большой вероятностью эти материалы никто, кроме него, не будет покупать. Благодаря этому доходы монополия становится непропорционально большими, и она получает возможности расширять сферу своих интересов дальше.
Если государство не препятствует этому процессу, в конце концов рынок в стране окажется поделенным между несколькими монополистами, каждый из которых безраздельно властвует в своей отрасли. Таким образом, крупнейшие представители бизнеса окажутся более могущественными и влиятельными, чем государственная власть и получат возможность неограниченно эксплуатировать население.
Из-за рисков возникновения такой ситуации подавляющее большинство государств борется с монополиями, следя за тем, чтобы ни одно предприятие не смогло получить преимущественные права и возможности в своей сфере рынка.
Исключение составляют естественные и государственные монополии, однако их число невелико, и все они находятся под жестким контролем.
В некоторых случаях производство и/или реализацию отдельных видов товаров берет на себя государство, которое получает от этого существенные доходы, пополняющие бюджет.
Государственная монополия может быть полной или частичной. В первом случае государственные предприятия и производят, и продают товар, во втором – только производят или только продают.
В некоторых случаях товар или услуга не может предлагаться большим количеством участников рынка, так как, чем больше игроков, тем выше себестоимость их предложений. В этом случае возникает так называемая естественная монополия, которая нередко полностью или частично контролируется государством.
Так, в России, да и во многих других странах, добычу, торговлю и транспортировку природного газа осуществляет естественный монополист .
Монопольная власть является особым экономическим явлением, которое характеризует состояние рынка в условиях развития несовершенной конкуренции, то есть когда на нем присутствует единственный продавец какого-либо товара или услуги. Конкуренция же наоборот предполагает наличие выбора у потребителей благ, а также разделение экономической власти (доли) на рынке между основными производителями этих благ.
Таким образом, основными особенностями монопольной власти в отличии от конкуренции являются :
присутствие на рынке единственного производителя какого-либо блага,
товар монополиста является уникальным и не может быть полностью заменен на другой товар, тогда у потребителей товаров фактически отсутствует возможность выбора,
монополист имеет власть над рынком и контролирует весь объем производимой продукции за счет наличия экономических и юридических барьеров для проникновения в монополизированную отрасль других игроков,
монополист имеет огромную силу влияния на цену продукции, однако при этом он ориентируется на эластичность спроса на свою продукцию, устанавливая либо цену, либо объем производимой продукции.
1.2 Классификация и основные виды монополий
Монопольная власть на рынке фактически означает потерю равенства экономических прав между производителем и потребителем продукции. Это связано с тем, что условия монопольного рынка предоставляют производителю возможность получения сверхприбылей, тогда как потребители вынуждены приобретать ограниченный товар по высокой цене.
Как правило, в условиях монополий компании, обладающие монопольной властью, сталкиваются с рыночным спросом, который представлен кривой, имеющей отрицательный наклон. На Рисунке 1.2.1 представлены равновесные цена и объём производства в условиях монополистической власти производителя на краткосрочном отрезке времени. Так как товар монополиста обладает качеством уникальности на рынке либо отличен от товаров конкурентов, то его кривая спроса будет иметь отрицательный наклон. При этом кривая рыночного спроса обычно имеет более крутой наклон. Таким образом, монополист будет максимизировать свою прибыль при достижении объёма производства , который находится на пересечении его предельной выручки MR и предельных издержек MC. Поскольку соответствующая этому объему цена превышает средние издержки монополиста, то компания будет зарабатывать большую прибыль, как это показано на Рисунке 1.