Фрагмент для ознакомления
2
Задание
В литературоведении и истории литературы закрепились два понятия: тип «маленького человека», тип «лишнего человека», появившиеся в русской литературе первой половины 19 в.
1. Дайте определение данным понятиям (укажите источник определения);
Литературный тип (тип героя) - совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировоззрению или духовному облику. Такие персонажи могут быть представлены в различных произведениях одного и того же писателя или других (Красовский 1998). Литературные типы становятся отражением тенденций, характерных для духовного и нравственного развития общества, философских, нравственных и эстетических взглядов самих писателей. Появление каждого нового типа героя в литературе всегда вызывает интерес исследователей, которые и дают ему определенное наименование, как, например, «босяк», «нигилист», «маленький человек», «новый человек» и т.д.
«Маленький человек»- это тип литературного героя, появившегося в 20-30гг XIX века, однако первым, кто затронул тему «маленького человека» в русской литературе, является Н.М. Карамзин в произведении «Бедная Лиза» (1792 год).
(https://repetitora.com/obraz-malenkogo-cheloveka-v-russkoj-literature)
"Лишний человек"- персонажи, которые появились еще в начале девятнадцатого века. Кто именно этот термин ввел, неизвестно. Возможно, Герцен. По некоторым сведениям – Александр Сергеевич Пушкин. Ведь великий русский поэт однажды сказал, что его Онегин – «лишний человек». Так или иначе, этот образ прочно утвердился и в произведениях других писателей.
(https://fb.ru/article/290790/lishnie-lyudi-v-literature-tema-lishnego-cheloveka-v-russkoy-literature)
2. Охарактеризуйте оба типа по плану:
- автор, произведение, литературное направление, с которыми связывают появление данного понятия;
- какие жизненные явления, события, ситуации отражены авторами при создании героев данного типа;
- авторы первой и второй половины 19 века, в произведениях которых данный тип героя получил развитие, в чем это выразилось?
- выскажите личное мнение: актуален ли данный тип героя для современной литературы?
«Лишний человек».
«Лишние люди» встречаются в произведениях таких классиков, как И. С. Тургенев, М. Ю. Лермонтов. Прежде чем рассмотреть каждого из персонажей, которых можно отнести к этой категории, следует выделить общие черты. «Лишние люди» в литературе – это герои противоречивые, находящиеся в конфликте с обществом, к которому они принадлежат. Как правило, они лишены и славы, и богатства.
«Лишние люди» в русской литературе 19 века представляли собой героев, способных видеть пороки современного общества, но не знающих, как противостоять им. Они осознают проблемы окружающего мира. Но, увы, слишком пассивны для того, чтобы что-то поменять.
Эти персонажи стали появляться на страницах произведений русских писателей в Николаевскую эпоху. В 1825 году произошло восстание декабристов. Последующие десятилетия правительство пребывало в страхе, но именно в это время в обществе появился дух свободы, стремления к переменам. Политика Николая I была довольно противоречива. Царь вводил реформы, призванные облегчить жизнь крестьян, но при этом делал все для укрепления самодержавия. Стали появляться различные кружки, участники которых обсуждали и критиковали действующую власть. Помещичий образ жизни для многих образованных людей вызывал презрение. Но беда в том, что участники различных политических объединений принадлежали к тому обществу, к которому вдруг воспылали ненавистью.
Причины появления «лишних людей» в русской литературе кроются в возникновении в обществе нового типа человека, не принятого обществом и не принявшего его. Подобная личность выделяется из общей массы, а потому вызывает недоумение и раздражение.
Кто же такой «лишний человек»? Это хорошо образованный, умный, талантливый и чрезвычайно одаренный герой, который в силу различных причин (как внешних, так и внутренних) не смог реализовать себя, свои возможности в той исторической эпохе, к которой он принадлежит. «Лишний человек» ищет смысла жизни, цели, но не находит ее; не знает, «к чему прилепиться душою». Поэтому он растрачивает себя на жизненные мелочи, на развлечения, на страсти, но не чувствует удовлетворения от этого. Часто жизнь «лишнего человека» заканчивается трагически: он нелепо погибает или умирает в расцвете лет.
Одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергший это общество «лишний человек» не был плодом фантазии русских писателей XIX века, он был замечен ими как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы.
Как уже было сказано, понятие «лишний человек», первым в литературу ввел Пушкин. Однако этот термин несколько размыт. Персонажи, находящиеся в конфликте с социальным окружением, встречались в литературе и ранее.
Первооткрывателем типа «лишних людей» был Евгений Онегин, герой знаменитого романа в стихах А.С. Пушкина. Данное произведение также считается «энциклопедией русской жизни», так как А.С. Пушкин показал в нем многосторонне и объективно всю современную ему действительность. Евгений Онегин – молодой человек, который вырос в обеспеченной семье. Воспитывался под руководством француза-гувернера, в типичном духе того времени. Он привык жить красиво: балы, театры и прогулки по Невскому проспекту. Онегин учился «чему-нибудь и как-нибудь» (Пушкин) но, несмотря на это, он имел высокий уровень культуры. Евгений Онегин считается родом из дворянского общества, но абсолютно не схож с ним. Уже в первой главе героя одолевают хандра, скука, разочарованность в жизни, в отсутствии подлинных нравственных ценностей, скептическое сознание («резкий охлажденный ум»). Все это является характерными чертами такого типа личности, как «лишний человек».
Жизнь героя пуста и бессмысленна. Отдав дань искушениям света в юности, Евгений Онегин чувствует себя лишним в светском обществе и поэтому покидает его. Он переезжает в деревню, где полностью отдаляется от людей и погружается в познание себя и своей жизни. К крепостным относится вполне человечно, но ему не интересна их жизнь.
Переезд героя в деревню - это, поначалу, нудная обязанность перед умирающим дядей, но затем – определенный протест против принятых и устоявшихся норм светского общества, которые подавляют в человеке личность, лишают права быть самим собой. Любовь тоже не изменила Онегина. Для него любовь – «наука страсти нежной» или беспросветная скука семейной жизни. Как мы знаем, в итоге Евгений Онегин так и не нашел себя в жизни, обществе и браке.
Тип «лишнего человека» в русской литературе появился в первой трети девятнадцатого века. Но к середине столетия этот персонаж обрел новые черты. Пушкинский Онегин довольно пассивен. Он с презрением относится к окружающим, пребывает в хандре и не может избавиться от условностей и предрассудков, которые сам же и критикует. Рассмотрим другие примеры «лишнего человека» в литературе.
Проблемам человека отвергнутого, духовно не принятого обществом посвящено произведение Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин, так же как и пушкинский персонаж, принадлежит к высшему свету. Но он утомлен нравами аристократического общества. Печорину не доставляют удовольствия посещения балов, обедов, праздничных вечеров. Его угнетают нудные и бессмысленные разговоры, которые принято вести на подобных мероприятиях. На примерах Онегина и Печорина можно дополнить понятие «лишний человек» в русской литературе. Это персонаж, который вследствие некоторого отчуждения от общества приобретает такие черты, как замкнутость, эгоистичность, циничность и даже жестокость.