Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Осуществление радикальных реформ в экономике и политической жизни, социальной и культурной практике во всем мире показывает, что ни одно государство сегодня не может обойтись без специалистов в области социальной работы. Социальная работа это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
«Теория социальной работы» в контексте обучения будущих профессионалов в области социальной работы выступает не столько как универсальная модель объяснения и описания различных проявлений реальности, сколько как систематизированная модель концептуальных конструкций и взглядов, принятых в данном профессиональном сообществе. Такой подход предполагает следование определенным стандартизированным представлениям о генезисе теоретической мысли в сфере социальной работы, ее теории познания, соотношению с другими научными дисциплинами, видах практической деятельности, концепциях человека — помогающего и человека — нуждающегося в поддержке, различных видах помощи. В системе подготовки специалиста курс «Теория социальной работы» выступает как базовый, являющийся связующим звеном с другими дисциплинами, изучаемыми будущими специалистами, и в этом состоит его специфика. С одной стороны, этот курс предлагает самостоятельную модель осмысления социальной работы во всех формах ее проявления, с другой — выступает в качестве «пролога» к тем дисциплинам обучающего цикла, где каждая из проблем рассмотрена более глубоко и подробно.
1.История развития теорий социальной работы
Разнообразие научных форм познаний: прецеденты, действия и их описания, классификация, закономерности и принципы, основы и способы достижения установленных целей, догадки, системы взоров — организуются в доктрине философии, на которые опирается каждая задача. Потому что все современные науки появились из философии, в общественной работе, как и в большинстве гуманитарных дисциплин, весомое пространство занимает философско-гуманистическая доктрина, обосновывающая значение, социально-этической почвы бытия человека. В 1915 году Мэри Ричмонд в собственной работе «Научная общественная работа» предложила комплект схем оценок свойства общественной работы, диагноза общественных задач, которые приходится улаживать социальному работнику, собственно что привело к созданию морально-терапевтической теории общественной работы, опирающейся на осмысление всевозможных форм благотворительности. Исследование благотворительности, общественной поддержке нуждающимся и в данный момент считается источником научного осмысления социальной работы. Социальная работа включает в себя комплекс социальных и психологических услуг, направленных на оказание помощи отдельным категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Психодинамические, психосоциальные теории общественной работы и сейчас в значимой степени пользуют заслуги фрейдизма и неофрейдизм, в некоторой степени модернизируя, переосмысливая их. В то же время они имеют самостоятельную специфику, ориентируясь на всеохватывающее, целостное поддержание жизнестойкости человека, но и акцентируют свой взгляд в данной проблематике на психических и социально-психологических компонентах. В 50-е годы развивается валеологическая доктрина социальной работы, базирующаяся на достижениях экопсихологии (проблем экологической терапии, хранения здоровых критерий обитания, здорового вида жизни), содействующая формированию у населения идеологии и практики жизнесохранительного поведения, перемена в данном отношении социального сознания, увеличение значения здоровой и длительной жизни на шкале муниципальных и персональных ценностей.
Приблизительно в это же время проходит свое становление педагогическая теория общественной работы, активизирующая тест социально-педагогических вероятностей общин и абстрактное осмысление работы с социальными группами, предложения поддержке человеку в микросреде, по месту жительства. В середине XX века наращивается воздействие марксистской доктрине общественной работы, нарастающее политическим преимуществом левых сил в большинстве индустриально развитых государств. Её главная мысль - преобразовательная энергичность личности в заключении личных задач и задач находящейся вокруг среды. В обществах, устроенных на принципе общественной верности – «свободное становление всякого, есть условие свободного становления всех», собственно что возможно интерпретировать как государственное забота обо всех без исключения жителях. К началу 90-х годов в научной литературе абсолютно точно обозначились некоторое количество моделей абстрактного обоснования общественной работы, ее осознания как особенной социальной работы. Любая эта модель подразумевает абсолютно конкретное оглавление, комплекс способов и форм содействия нуждающимся, профилактику проблем. Говоря о социальной работе, ее можно условно разделить на 4 основные группы:психолого-ориентированные; социолого-ориентированные; социально-педагогические; групповые, междисциплинарные.
- Психолого-ориентированные модели полагаются большей частью на психологическое познание, учет закономерностей психического статуса и становления человека.
- Социолого-ориентированные модели полагаются на знание закономерностей общественного становления, структурирование общества, взаимодействие его общественных ВУЗов.
- Социально-педагогические модели полагаются на внедрение всего педагогического потенциала социума для стимулирования становления, реализации персональных вероятностей всякой личности.
- Групповые модели определяются на целостное видение трудности обороны и поддержания актуальных сил человека как биосоциального создания.
2. Объекты и субъекты социальной работы
Объектом социальной работы в ее широкой трактовке считаются все люди. Это разъясняется тем, собственно что жизнедеятельность всех слоев и групп населения находится в зависимости от тех критерий, которые в значимой мере предопределяются уровнем становления общества, состоянием общественной сферы, содержанием общественной политические деятели, вероятностями ее реализации. Важно отметить, что каждый человек в той или иной степени нуждается в помощи. Живя в социуме, человек удовлетворяет свои жизненные нужды и потребности. Соответственно, в ходе их осуществления возникают трудности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П.Д. Павленок. — 2-е изд., испр. и доп. — М: ИНФРА-М, 2003. — 395 с. — (Серия «Высшее образование»).
2. Основы социальной работы: Учеб. пособие для нач. проф. образования / Е.В.Ханжин, Т.П.Карпова, Н.П.Ерофеева и др.; Под ред. Е. В. Ханжина. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 144с.
3. Основы социальной работы : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / [Н.Ф.Басов, В.М.Басова, О.Н.Бессонова и др.] ; под ред. Н. Ф. Басова. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.
4. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. - 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. – 476 с.
5. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». - г. Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 576 с.76-82
6. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие/Отв. Ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 427 с. — (Серия «Высшее образование»).