Фрагмент для ознакомления
2
Культурно-историческая психология. Основные имена. Основные достижения.
Анализ первобытных культур, открытых археологией и этнографией в XIX в., изучение обычаев, культуры, языка, искусства различных народов и эпох, использование исторического метода для исследования социальных и психических явлений закрепляет в научном и обыденном сознании идею культурно-исторических и психических различий людей и обществ в различные исторические эпохи. Эти теоретические положения послужили методологической основой для первых историко-психологических исследований.
Реализация идеи психологизации истории начинается с поиска естественных проявлений человеческой природы в исторических событиях, с поиска проявлений народного духа в историческом процессе, что порождает представление об истории как психологическом явлении. «Мировая история для нас является историей человечества, а в еще более тесном смысле она даже является, в конечном счете, историей человеческого духа, - напишет В. Вундт в переведенной на русский язык в 1912 г. монографии «Элементы психологии народов».
Тщательного исследования заслуживают феномены обыденного сознания (системы представлений о мире, стиль мышления, особенности мировоззрения, характерные для людей прошлого), которые подвержены исторической изменчивости, наиболее ярко выражают историческое своеобразие личности и во многом определяют поведение людей в конкретную эпоху. Французские историки используют для изучения психологического уровня обыденного сознания оригинальную систему понятий, например:
- «духовный универсум» (Л. Февр) - эстетические, этические, правовые нормы, эмоциональные состояния, типичные для исторической эпохи, особенности психического склада людей данной эпохи;
- «видение мира» (Р. Мандру) - мироощущение, мировосприятие, мировоззрение, система отношений к действительности, определяющая позиции людей в частной и социальной жизни, в труде;
- «ментальность» (Л. Февр) - способ преломления интеллектуальной обработки впечатлений;
- «ментальность» (А. Дюпон) - состояние духовности, манера думать, воспринимать мир, система символов и ценностей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977. - 380 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1968. - 339 с.
3. Бехтерев, В.М. Коллективная рефлексология / / В. М. Бехтерев. Избранные работы по социальной психологии. - М.: Наука, 1994. - 400 с.
4. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. - М.: АПН РСФСР, 1960.
5. Вундт, В. Элементы психологии народов. Основные черты психологической истории развития человечества / В. Вундт. - СПб., 1913.
6. Лурия, А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов / А.Р. Лурия. - М.: Наука, 1974. - 170 с
7. Размыслов П. О «культурно-исторической теории» психологии Выготского и Лурия // Книга и пролетарская революция. 1934. № 4, с. 78-86.
8. Старовойтов, А.Л. С77 Историческая психология: курс лекций / А. Л. Старовойтов. - Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2010. - 104 с.
9. Yasnitsky, A. Vygotsky: An Intellectual Biography. London and New York: Routledge, 2018. http://individual.utoronto.ca/yasnitsky/texts/Yasnitsky_2018_Vygotsky_bookPreview.pdf