Фрагмент для ознакомления
2
Введение
История физической культуры и спорта относится к числу общественных научных дисциплин, представляет собой часть исторической науки и является важным разделом научных знаний в области физического воспитания и спорта.
Предмет ее изучения, общие закономерности происхождения и развития физической культуры и спорта с древнейших времен и до наших дней. Она рассматривает физическую культуру и спорт как часть общей культуры, созданной народом на протяжении его истории. Ее основная задача состоит в научном освещении с различных позиций процесса развития физической культуры и спорта на разных этапах существования человеческого общества.
Целью данной работы является рассмотрение физической культуры в Древнем Риме.
Задачи:
- дать общую характеристику физкультуры в Древнем Риме;
- рассмотреть физическую культуру Рима в царский период;
- проанализировать физическую культуру Рима в республиканский период;
- описать гладиаторские бои;
- охарактеризовать физическую культуру Рима в имперский период.
1 Общая характеристика физкультуры Древнего Рима
К наиболее противоречивым проблемам истории культуры зачастую относят физическую культуру Древнего Рима, которая, под влиянием греческой культуры, смогла развить определенные черты, присущие только этому государству.
История Древнего Рима подразделяется на три периода:
1) царский (VIII-VI вв. до н.э.),
2) республиканский (VI-I вв. до н.э.)
3) императорский (31 г. до н.э. - 476 г. н.э.).
Не существовало организованного физического воспитания во времена римского рабовладельческого строя, однако существовала армия, наилучшим образом подготовленная в физическом отношении. Спортивные состязания в Древнем Риме отличались особыми масштабами и пышностью, а так же носили характер народных развлечений.
Принимающих участие в соревнованиях общество презирало, но сам спорт вызывал интерес. Некоторые историки спорта объясняют этот подход принципом целесообразности и полезности, которым руководствовались римляне, таким образом, вольно или невольно противопоставляя физическую культуру идеалу практически мыслящего римлянина. Другие объясняют это тем, что причины этого явления кроются не во взглядах, а прежде всего в условиях развития Рима.
Влияние социально-экономического базиса на систему ценностей римского общества можно увидеть и в том, что господствующий класс не чувствовал потребности в том, чтобы активно включаться в занятия спортом.
2 Физическая культура Рима в царский период
В так называемый царский период (VIII-VI века до нашей эры) — эпоху разложения родового строя и образования Римского государства — все население Рима делилось на триста родов. Предыстория царского периода в Древнем Риме связывают с цивилизацией этрусков, которая основывала благоустроенные города с храмами и канализацией. Одним из таких городов, возникших на месте нескольких деревенских поселений, в VIII в. до н.э. была Рома — будущий Рим, который до конца VI в. до н.э. находился во владении этрусской цивилизации. Временем основания Рима традиционно считается 753 г. до н. э. С этого момента начинается первый, царский, период римской истории, к концу которого Рим сложился как город-государство греческого типа. По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, устроена канализация, возведен первый цирк для гладиаторских игр .Именно от этрусков, по свидетельствам историков, римляне переняли искусства, алфавит, письменность спортивные состязания.
Этрусские захоронения, обнаруженные в XVIII в., открыли значительные страницы древней культуры.
Особенно следует выделить плавание, прыжки в воду, бег, верховую езду, состязания колес¬ниц, ме¬тание диска и копья, борьба, а также кулачный бой, считавшийся спортивным состязанием. Правда, вопрос собственно о спортивности этих состязаний несколько спорен, хотя этрусская аристократия, наряду с ритуальными состязаниями и военно-физическими упражнениями, практиковала плавание, прыжки в воду, бег, верховую езду, состязания колес¬ниц, ме¬тание диска и копья, борьбу и т. д. не только на религиозных церемониях, но на всех религиозных праздниках и царских пирах.
У этрусков была сильна тяга к публичным состязаниям, что учитывалось при планировке городов. Это объясняет то, что центром городов являлась прямоугольная площадь, служив¬шая местом проведения игр, гонок на колесницах. Рим был не являлся исключением, поэтому в центре также было установлено место для про¬ведения публичных игр, которые со временем стали ежегодными и получили название Рим¬ских (Великих) игр, непосредственными участниками которых были выходцы из низших слоев общества, рабы или свободные люди, нанятые за определенную плату, а высшие слои общества (патриции) демонстрировали свою отвагу во время военных игр, устраивавшихся перед боевыми походами, по случаю поб¬еды в войне и восхождения на трон нового царя. Постоянное место проведения конных скачек и состязаний колесниц в долине между Палатином и Авентином получило название «цирка». Здесь также устраивались «Троянские игры», бо¬евые пляски» . Несмотря на обилие состя¬зательных сцен и игр, у этрусков не было такого как у греков культа человеческого тела, что подтверждается произведениями искусства. Кроме атлетических игр у этрусков популярны были поединки человека с животными (быками, собаками), носившие характер жестоких развлечений хозяев и рабов Древнего Рима. Рим возник и развивался как централизованное государство, которое вело многочисленные и успешные войны, расширяя свои владения. Это привело к тому, что физическая культура, так же как и в Греции приобрела ярко выраженный военно-прикладной характер. Но в организации, средствах и методах физического воспитания были особенности, отличавшиеся от греческого.