Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Философия решает многие важные вопросы, которые имеют отношение к сущности того или иного общества, взаимодействия его сфер и социальных институтов. Философия играет важную роль в историческом процессе. С этими процессами сталкиваются и другие науки, такие, как экономика, социология, политология, социальная психология и пр. Представители рассмотренных выше наук постоянно обращаются к философии, что позволяет им находить решение важных вопросов. Предмет философии в процессе исторического развития меняется, в зависимости от развития общества, культуры, науки и философии. Каждая философская система определяла по-своему предмет, задачи и сущность философии. Все философы пытались реформировать философию. Например, античная философия характеризуется определенным отношением человека к миру, пассивно-созерцательным отношением к действительности. Критикуется мифология, создается основа для мыслительного процесса. Философы начинают искать первоосновы мира, появляются такие понятия, как хаос и космос, душа, материя, ум, идея.
Целью данной работы является рассмотрение философии Древнего Китая.
Задачи:
- описать особенности формирования философии в Древнем Китае;
- рассмотреть философию Конфуция;
- проанализировать философию даосизма;
- изучить понимание человека в даосизме.
1 Особенности формирования философской мысли в Древнем Китае
Китай — это не просто восточная страна с богатой историей и культурой. Есть ряд отличий, по причине которых Восток и Запад никогда не смогут воссоединиться в контексте мировоззрения и понимания различных явлений. Это и религия, и понятие о Вселенной, философское мышление, отношение к окружающему миру и т. д.
На заре своего развития древнекитайская философия базировалась на религиозно-мифологических мотивах. Главную роль здесь играли различные боги и духи зооморфного происхождения, а также покойные предки. По мнению жителей Древнего Мира, предки мели значительное влияние на жизнь ныне здравствующих потомков.
К нам, в современное европейское общество, пришел культ слияния мужского и женского начал - инь и янь, которые привели первоначальный хаос в порядок. Важно отметить, что мировоззренческая позиция Востока базируется на правом полушарии - музыке, гипнозе, эмоциях и переживаниях, самосозерцании, размышлениях о религии и смысле жизни. Складывается впечатление, что китайцы Древнего Мира были неспешными и рациональными, а их действия - обдуманными и взвешенными. Основная идея философии древнего Китая заключается в единстве мира природы и человека. Основное стремление жителей Древнего Китая — достичь мира, понимания и гармонии с окружающей средой.
Те давние времена обозначились также и возникновением различных школ, где учили философствованию и установке правильного мировоззрения. Основной и самой известной философской школой была школа конфуцианства, основанная самим Конфуцием и имеющая множество последователей в наши дни. Благородство, милосердие, следование общепринятым правилам и ритуалам - это основные идеи, который внедрял Конфуций в общество своих современников. Иными словами, главной целью его было достижение максимального уровня гуманного отношения ко всем и ко всему. Кроме того, Учитель резко негативно относился к строгим законам и правилам, насаждаемым правительство: в первую очередь, сам правитель должен неукоснительно следовать закону и подавать личный пример для своих граждан.
Практически для каждого китайца настольной книгой является произведение «Книга перемен». Это одна из составляющих конфуцианского пятикнижия, которая содержит в себе магическую и гадальную систему. В то же время, данная книга является средоточием многовековой мудрости, мировоззрения и философского опыта. «Книга перемен» являет собой набор текстов духовного содержания, важнейших в истории становления китайской культуры. Несмотря на негласный запрет чтения данной книги современным правительством, он игнорируется. С помощью «Книги Перемен» многие китайцы пытаются узнать свое будущее, свою судьбу. Её авторитет среди населения настолько велик, что даже крупные бизнесмены пользуются «Книгой» в своих целях.
Если рассматривать философию Древнего Китая более объективно, то можно утверждать следующее: китайцы очень многое понимали в жизни. Судя по тому, что они относили на первый план, их жизнь была наполнена духовным, высоким смыслом.
Таким образом, философия Древнего Китая - это не только сложная система умозаключений мыслителей. Она понятна всем и каждому, учения её являются последовательными, понятными и актуальными. Думаю, что в современном мире должен быть консенсус между реальной жизнью и философским мировоззрением.
2. Философия Конфуция. Основные добродетели благородного мужа» - «цзюнь-цзы»
Конфуций родился в 551 г. до н.э. в Китае в семье обедневшего аристократа. Отец Конфуция был прославленным воином и пользовался уважением общества. Личная жизнь, по представлениям той эпохи, была у отца Конфуция неудачной, поскольку в потомстве у него рождались одни девочки. После рождения девятой девочки он взял наложницу, которая родила ему сына. Но мальчик оказался болезненным. Тогда воин в очередной раз испытывает судьбу и 27 августа 551 г. до н.э. рождается здоровый крепкий мальчик – Конфуций . В возрасте двух лет мальчик теряет отца, в 17 он лишается матери. Не получив никакого богатства, Конфуций избирает себе судьбу «книжника». Конфуций всесторонне развит, умеет понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, считать и читать. В тридцать лет Конфуций открывает свою школу, центром которой стало обучение морали, изучение текстов древности. Конфуций становится учителем. Как считал Конфуций, мораль, право связаны с политикой, поскольку знания не должны быть пустыми и должны вести к процветанию государства. При этом наиболее достойна сановная деятельность. В 51 год Конфуций поступает на службу к правителю. Теперь он – превосходный чиновник и советник. Но интриги разрушают его положение и он вместе с учениками покидает родное царство и проводит около 15 лет в изгнании.
Конфуций умирает на 73 году жизни.
Конфуцианство и его основные идеи
Конфуцианством называется этико-политическое учение, которое сформировалось в Древнем Китае спустя триста лет после ухода их жизни Конфуция. Свыше 2000 лет конфуцианство оказывало величайшее значение на политику, общество, духовную жизнь Китая .
Базовая основа рассматриваемого учения была заложена в 6 в. до н. э. самим Конфуцием. Конфуций открывает человека и постигает своеобразие его бытия в мире.
Конфуцианство выражало интересы наследственной аристократии, участвовало в общественных движениях. Целью конфуцианства в общественной сфере было укрепление общественного строя и государства при помощи строгого соблюдения догм и традиций из древности.
С этических точек зрения конфуцианство признавало правильность существования бедных и богатых, людей трудящихся и людей умственного труда.
На рисунке 1 мы отобразили типы людей по конфуцианству.
Управление государством, мораль и управление были главными вопросами конфуцианства. Жэнь – понятие гуманности в конфуцианстве, которое постичь могут только избранные. Достичь его можно благодаря саморазвитию и совершенствованию на базе соблюдения этикета и традиций: уважение к старшим, почитание родителей, повелителя, вежливость и пр.
Понятие «жэнь» означает, что человеческое начало в человеке – это начало, благодаря которому человек любит или ненавидит людей. «Жэнь» реализуется при взаимоотношении человека с другими людьми. Взаимоотношения – это база пространства человеческого бытия.