Фрагмент для ознакомления
2
1.Понятие «общение»
Основной навык которого – умение устанавливать и вытраивать отношения «Я-ТЫ»
Основная цель общения - Развивать умение выстраивать межличностные, интимные (я-ты общение) взаимоотношения.
Общение – процесс, осуществляющийся внутри определенной социальной общности и группы, коллектива, общества в целом. Оно возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости. В дошкольном возрасте ребенок более восприимчив к усвоению речи, в связи с этим к старшему дошкольному возрасту, а именно от пяти до семи лет он должен достичь определенного уровня знаний и навыков.
2. Форма общения
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе, и благодаря этому ребёнок получает нужную для его индивидуального развития информацию.
Автор учебного пособия для студентов высшего педагогического учебного заведения «Основы теории речи» М. Р. Львов дает определение общению следующим образом: «Общение – это основное условие развития ребенка, важный фактор становления личности, один из основных видов деятельности человека, направленное на познание себя и самооценку через других людей. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития» [2].
Дошкольный возраст – это важный период жизни ребёнка. В это время происходит вхождение ребенка в мир социальных отношений, усвоение элементарных моральных требований, приучение к их выполнению. В этот период совершенствуется активный словарь ребенка, улучшается звукопроизношение, речевые фразы становятся развёрнутыми и полными. Ребёнок отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью выражения чувств, правдивостью.
3. Отличительные особенности форм общения со сверстником от общения с взрослым
Старший дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни - обучению в школе. Выделяют три вида взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками по принципу усложнения:
• совместно-индивидуальные, которые можно выявить, анализируя объективные связи детей, устанавливающиеся при взаимодействии в совместной деятельности и общении;
• совместно-последовательные, выявляемые при рассмотрении избирательных отношений, существующих в группе;
• совместно-взаимодействующей, которые проявляются в системе существующих в группе взаимных оценок детьми друг друга [3].
Взаимодействие старших дошкольников со сверстниками представляет собой достаточно сложное социально-психологическое явление и подчиняется определенным закономерностям: первая - обусловленность природы взаимодействия тем местом, которое возрастная социальная группа занимает в обществе;
вторая - это их зависимость от совместной деятельности;
третья - их уровневая природа.
4. Время появления той или иной формы общения со сверстником и общения с взрослым
Социально-коммуникативное развитие является, одним из базовых элементов в развитии взаимодействия старших дошкольников со сверстниками в структуре их социальнокоммуникативного развития — это необходимое условие психического развития ребенка, формирования его общественных качеств. Взаимодействуя со сверстниками, ребенок более самостоятелен и независим, он начинает точно оценивать себя и других, растет его способность выстраивать совместную деятельность. Высокий уровень развития коммуникативности выступает залогом успешной адаптации ребенка в любой социальной среде, что определяет практическую значимость развития коммуникативных качеств уже в период дошкольного детства.
Дошкольный возраст это время активного становления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающей действительности, эмоционального отношения к окружающему миру. Современная система образования дошкольников ориентирует специалистов в этой области, на новый, гуманистический взгляд на современного ребенка как на личность, которая развивается и нуждается в понимании и уважении ее интересов и прав. Детям недостаточно взаимодействия только со взрослыми, для полноценного развития им необходимы содержательные, конструктивные контакты со сверстниками.
Опыт взаимодействия со сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Взаимодействие ребенка как личности с окружающим его миром осуществляется в системе объективных взаимодействий, которые складываются между детьми в их общественной жизни [5].
Роль развития взаимодействия старших дошкольников со сверстниками в структуре их социально-коммуникативного развития в формировании личности ребенка исключительно велика. Умение строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать с детьми - это необходимые составляющие полноценно развитой личности, это залог успешного психического здоровья ребенка. Развития взаимодействия старших дошкольников со сверстниками - абсолютно необходимое условие жизни ребенка, без него невозможно полноценное формирование у ребенка ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом [5].
Наиболее распространенным подходом к пониманию развития взаимодействия дошкольников друг с другом является социально-психологический подход, где в центре внимания находятся структура и возрастные изменения детского коллектива. Репина Т.А. указывала, что при данном подходе к пониманию развития взаимодействия сверстник выступает как предмет эмоциональной, осознанной или деловой оценки [4].
Дошкольный возраст, по мнению А.Н. Леонтьева, - это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. В старшем дошкольном возрасте происходит становление образа «Я» и самооценки, причем в своем формировании самооценка несколько опережает содержательный план образа «Я».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров, А. А. Психотерапия : учеб. пособие / А. А. Александров. СПб.: Питер, 2004. 480 c.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. СПб.: Питер Пресс, 2009. 400с.
3. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. — 1996. — №6. — С. 25—40.
4. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М. 2002
5. Гузикова М. О. Основы теории межкультурной коммуникации: [учеб.пособие] / М. О. Гузикова, П. Ю. Фофанова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал.федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2015.
6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. СПб. : Питер, 2012. 940с.
7. Мельник, С. Н. Психология личности / С. Н. Мельник. Владивосток, 2004. 97 c.
8. Розин В.М. Психологическая реальность как проблема цехового самоопределения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2010. — Т. 7. — №1. — С. 90—103.
9. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. — М.: Институт психологии РАН, 2006.
10. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2018. Главы 1,2
11. Юревич А.В. Психология и методология // Психологический журнал. — 2000. — Т. 21. — №5. — С. 35—47
12. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб. : Питер, 1997. 470 с.