Фрагмент для ознакомления
2
электронный документооборот, ВНИИДАД осуществляет разработки НИОКР на основании государственного задания, полученного от Росар-хива [8, с. 7]. В рамках заявленной темы доклада им рассмотрены, на наш взгляд, два направления научно-исследовательской деятельности, имею-щие важное значение для органов внутренних дел Российской Федерации:
1) комплексное изучение проблем нормативного правового регу-лирования, стоящих перед государством в целом и отраслью в частности, связанных с переходом на электронный документооборот;
2) совершенствование нормативной базы в первую очередь по во-просам долговременного и постоянного хранения документов в организа-циях — источниках комплектования, государственных и муниципальных архивах.
Учитывая, что фокус «государственного внимания» сосредоточен именно на этих направлениях, можно предположить, что в ближайшее время в федеральных органах исполнительной власти будут предприняты попытки по совершенствованию регламентирующих требований, касаю-щихся сферы организации документационного обеспечения управления. В частности, в МВД России можно спрогнозировать, что изменения прежде всего затронут следующие приказы МВД России: от 15 августа 2011 г. № 935 «Об организации архивной работы в системе МВД России»; от 30 июня 2012 г. № 655 «Об утверждении Перечня документов, образующих-ся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с указа-нием сроков хранения МВД России»; от 31 мая 2011 г. № 600 «Об утвер-ждении Перечня документов, образующихся в деятельности органов внут-ренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения, созда-ние, хранение и использование которых осуществляется в форме элек-тронных документов»; от 20 июня 2012 г. № 615 «Об утверждении Ин-струкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Фе-дерации».
Кроме того, рациональной организации делопроизводства, в том числе в системе МВД России, будет способствовать подготовленная ВНИИДАД в 2019 г. на основе государственного задания Федерального архивного агентства Инструкция по применению «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятель-ности государственных органов, органов местного самоуправления, орга-низаций, с указанием сроков и хранения» (далее — Инструкция). Инструк-ция предназначена для использования в практике работы экспертных ко-миссий, делопроизводственных и архивных служб государственных орга-нов, органов местного самоуправления, организаций, а также экспертно-проверочных комиссий федеральных государственных архивов, уполно-моченных органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере архивно-го дела, государственных и муниципальных архивов, научных организа-ций, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правитель-ства РФ, при проведении экспертизы ценности документов в целях опреде-ления сроков хранения типовых управленческих документов, их отбора для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации [9, с. 55].
Выработка сбалансированных подходов к устранению возникаю-щих операционных рисков в системах управления документами и их дан-ными в пространстве электронного взаимодействия, интегрированного с интересами общества, создание новой модели долго-срочной стабильной программы, которая увязывает науку и инновации в единую динамиче-скую экосистему документоведческих и архивоведческих задач, условий для реализации прорывных технологий — все это не будет иметь положи-тельный эффект при недо-статочном внимании к ресурсному обеспечению подразделений делопроизводства и режима системы МВД России (органи-зационной, штатной, материальной, технической составляющим).
О путях совершенствования деятельности подразделений дело-производства и режима органов внутренних дел Российской Федерации (далее — ПДиР), в том числе об общих принципах принятия решения по созданию этих подразделений, о проблемах их комплектования, к сожале-нию, не так много го-ворится за рамками заседаний Координационного совета в сфере защиты государственной тайны, документационного обес-печения управления и работы с обращениями граждан и организаций МВД России. Вместе с тем су-ществующие пробуксовки в рациональной организации делопроизводства напрямую за-висят от профессиональной компетентности личного состава ПДиР.
Анализируя результаты исследований форм получения знаний, проведенных в 2000 г. Delphi Group (США), А. О. Еськов, Е. В. Трошкова отмечают, что знания можно представить по своему составу следующими группами: 46 % составляют явные знания (документы), 42 % неявные зна-ния (знания специалистов), 12 % — прочие [4, с. 33].
Поэтому наряду с совершенствованием нормативно-правовой базы необходимо повышать профессиональную компетентность личного состава ПДиР, так как интеллектуально-творческую работу, связанную с выбором проблемной области в сфере организации документационного обеспечения управления, практически нельзя автоматизировать.
Здесь можно согласиться с С. В. Дроковым [3, с. 46], который ука-зывает на следующие несоответствия существующих практик профессио-нальной компетентности:
— использование дискретно-знаковых систем коммуникации через абстрактные понятия;
— творческая переформулировка профессиональной терминоло-гии;
— реинтерпритация базовых профессиональных знаний;
— подмена практических навыков миметическим и инсценировоч-ным (перформативным) воспроизводством действий без знания процессов и понимания результата;
— манипулирование изначально отсутствующими смыслами кон-кретных видов работ;
— внедрение не обладающих концептом технологий и ИТ-решений.
Нельзя не согласиться, что интеграция территориально распреде-ленных информационных ресурсов органов внутренних дел в единую ин-формационно-телекоммуникационную систему позволила существенно по-высить оперативность электронного обмена между подразделениями внут-ри ведомства. Вместе с тем для организации рационального документаци-онного обеспечения необходимо:
— развитие прикладных сервисов единой системы информацион-но-аналитического обеспечения деятельности в целях документационного обеспечения гибких поисковых запросов на основе комплексного исполь-зования информации, содержащейся в специальных документопотоках, их операци- онализации для выработки рациональных управленческих реше-ний;
— автоматизированная разработка моделей типовых информаци-онно-справочных документов посредством извлечения данных из различ-ных источников, находящихся в электронном архиве;
— внедрение эффективного механизма межведомственного элек-тронного документооборота (далее — МЭДО).
Для совершенствования работы по обмену документами в элек-тронном виде и перехода на новый уровень развития информационного взаимодействия между министерствами и ведомствами, на наш взгляд, це-лесообразно изучить зарубежный опыт тех стран и ведомств, где внедре-ние информационно-цифровых технологий затронуло практически все направления правоохранительной
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астахова А. О. Характеристика документационного обеспечения в системе органов внутренних дел // Научный компонент. 2019. № 2 (2).
2. Аюпова И.Х. Документация в информационном обществе: актуальные проблемы управления электронными документами // Документация в ин-формационном обществе: актуальные проблемы управления электронны-ми документами: доклады и сообщения XXIV Междунар. науч.-практ. конференции. М., 2018.
3. Дроков С. В. Навигатор в перспективных парадигмах междисциплинарно-го взаимодействия документоведческих и архивоведческих задач цифро-вой экономики // Вест-ник ВНИИДАД, 2019. № 4.
4. Еськов А. О., Трошкова Е. в. Профиль современного делопроизводителя и его роль в управлении знаниями [Электронный ресурс] // Проблемы сер-тификации, управления качеством и документационного обеспечения управления: сб. материалов Всерос. науч.- практ. конф. (22 марта 2018 г., Красноярск) / под общ. ред. в. в. Левшиной. Красноярск,2018. URL: https:// www.sibsau.ru/scientific- publication (дата обращения: 22.01.2021) .
5. Клюев С. Г. Анализ современного состояния, структуры, организации и управления системой документационного обеспечения управления орга-нов внутренних дел // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 4. (34).
6. Куняев Н. Н. Актуальные проблемы управления электронными докумен-тами в исследованиях ВНИИДАД // Документация в информационном об-ществе: актуальные проблемы управления электронными доку-ментами: доклады и сообщения XXIV Междунар. науч.-практ. конф. М., 2018.
7. Куняев Н. Н. Научный доклад ВНИИДАД «Документоведческие и архи-воведческие аспекты проблемы электронных документов»: ремейк или развитие темы» // Вестник ВНИИДАД. 2019. № 1.
8. Куняев Н. Н. Нормативно-правовое регулирование архивного дела и делопроизводства в условиях перехода органов исполнительной власти и организаций на электронный документооборот: роль ВНИИДАД // Вест-ник ВНИИДАД. 2019. № 5.
9. Симонова Е. Р. О подготовке ВНИИДАД проекта Инструкции по при-менению «Перечня типовых управленческих архивных документов, обра-зующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, с указанием сроков их хранения» // Вестник ВНИИДАД. 2019. № 4.
10. Щербина В. В., Попова Е. П. Развитие деловых организаций: теоретические модели и проблемы практического применения: учеб. по- соб. М., 2019.