Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что преступления несовершеннолетних - это серьезная проблема для всего государства в целом. Проблема подростковой преступности является объектом самого пристального внимания со стороны государства на самых разных уровнях.
От грамотного подхода следователя к допросу несовершеннолетнего участника уголовного процесса в целом зависит успех следственного действия, так как показания данные несовершеннолетним на стадии предварительного расследования, оформленные соответствующим протоколом, будут выступать доказательной базой.
Целью работа является раскрытие тактики допроса несовершеннолетних и особенности ее реализации при допросе несовершеннолетних осужденных.
Задачи работы:
- отразить деятельность следователя (дознавателя) по подготовке к допросу несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого);
- представить тактические и психологические приемы допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых).
Структура работы сформулированной с учетом поставленной цели и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Деятельность следователя (дознавателя) по подготовке к допросу
несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого)
Принимая решение о необходимости проведения допроса несовершеннолетних, следователь, прежде всего, должен четко представлять себе особенности личности такой категории допрашиваемых и понимать, что производство следственного действия носит необычный характер, что к нему нужно более тщательно подготовиться и по-особому его провести.
Подготовка к допросу является основой для дальнейшего проведения данного следственного действия. Подготовительная стадия допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых включает в себя изучение личности допрашиваемого, выбор времени и места проведения, определение круга лиц, необходимых для проведения данного следственного действия, составление плана проведения допроса .
Изучение личности несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) является не только самостоятельным предметом доказывания по уголовному делу, но и обязательным подготовительным мероприятием к проведению всех следственных действий с непосредственным участием несовершеннолетнего субъекта преступления .
Изучение личности несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых при подготовке к допросу должно включать в себя, прежде всего, изучение личностных особенностей допрашиваемого, к которым можно отнести: социально-демографические данные о несовершеннолетнем (возраст, сведения об образовательном уровне, место жительства, жилищные и социальные условия проживания подростка; физическое состояние); микросреда, в которой проживает подросток (численный состав семьи, причины отсутствия одно из родителей, данные о родителях и взаимоотношениях в семье, система воспитания в семье, наличие судимости членов семьи, наличие вредных привычек у членов семьи) и т.д.); формальные и неформальные социальные связи подростка (отношение несовершеннолетнего к людям его окружающим и отношение людей к подростку в учебном заведении); социально-психологические характеристики подростка (цели, жизненные планы, ожидания, стремления, убеждения, мировоззрение, отношение к общечеловеческим нормам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого) .
Пренебрежительное отношение следователя к изучению личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого может привести к отрицательному результату допроса и получению недостоверных сведений, что в свою очередь может существенно повлиять на ход расследования.
При подготовке к допросу дознавателю, следователю необходимо определить круг участников допроса и обеспечить их явку.
Определение круга лиц, участвующих в допросе, а также решение вопроса о приглашении на допрос педагога, специалиста-психолога, законного представителя несовершеннолетнего является ответственным элементом в подготовке к допросу несовершеннолетнего потерпевшего .
Важным вопросом при подготовке следователя, дознавателя является определение места допроса несовершеннолетнего, подозреваемого, обвиняемого. Этот выбор главным образом зависит от возраста, а так же категории преступления и степени его вины. Так, в отношении подозреваемого (обвиняемого) допрос целесообразно проводить в кабинете следователя. Малолетних рекомендуется допрашивать в привычной для них обстановке в детском учреждении, школе, дома, начинать желательно с беседы, включая моменты игры, что будет способствовать установлению доверительных отношений .
Причины проведения допроса в больнице или ином лечебном заведении объективно обусловлены болезнью допрашиваемого, его неотлучным нахождением по месту лечения или проживания, а целесообразность допроса в этих условиях не результат тактического замысла, а следствие сложившихся обстоятельств.
Основываясь на психологических особенностях старшего подросткового возраста и возраста юношества при определении места проведения допроса необходимо учитывать, что возможны такие варианты поведения как «бравада перед товарищами, позерство, подражание и оппозиция взрослым - и это считается адекватной позицией подростка» . В данном случае, допрос в школьных или домашних условиях будет неуместен и неоправдан. Оптимальным вариантом, является допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого именно в кабинете следователя при создании наиболее благоприятной обстановки допроса.
Таким образом, правильное определение места проведения допроса несовершеннолетнего способствует установлению более доверительных отношений со следователем и, как следствие этого, получение правдивых сведений по делу.
Также следует определить и время проведения допроса. Как правило, рекомендуется его провести незамедлительно насколько это возможно .
Применение технических средств при допросе позволит в дальнейшем избежать возможности изменения показаний несовершеннолетним потерпевшим, а также использовать результаты проведенного следственного действия в судебном заседании, без дополнительного вызова несовершеннолетнего в суд. Включение данного элемента в подготовительную стадию допроса возлагает на следователя обязанность не только подготовку самих технических средств, но и соблюдение процессуального порядка их использования в следственных действиях .
Заключительный этап подготовки к допросу несовершеннолетнего включает в себя составление плана - гибкой, подвижной программы, определяющей наиболее целесообразные и эффективные приемы получения показаний.
В письменном плане допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого должны найти отражение следующие положения:
1) Социально-психологические особенности, полученные в ходе изучения личности подростка. Имея эти сведения, следователь получает возможность контролировать правдивость ответов допрашиваемого по демографическим сведениям, создает видимость хорошей осведомленности о жизни несовершеннолетнего. Сюда же должны быть включены сведения, полученные в результате работы с педагогом или психологом, т.е. данные психологического (личностного) характера.
2) Формулировка и последовательность вопросов, которые следует задавать после его свободного рассказа. Очень важно подготовить вопросы для выяснения такого важного обстоятельства, как время совершения преступления. Если подросток не страдает психическими заболеваниями и не отстает в психическом развитии, то вопросы «Когда это произошло?» или «Во сколько это произошло?» приемлемы для него. Для детей младшего школьного возраста требуется установить, каким образом ребенок ориентируется во времени. Для этого следует привязать вопросы к привычному для ребенка режиму. Например, можно спросить «Это произошло, когда на улице было уже темно или не очень темно?».
Возрастные особенности обязывают к соблюдению ряда требований при формулировании вопросов: во-первых, вопрос должен быть составлен в выражениях, понятных несовершеннолетнему, соответствовать уровню его психического и индивидуального развития и образования; во- вторых, он должен быть конкретным, касающимся какого-либо одного обстоятельства, лаконичным и не допускающим двусмысленного толкования; в-третьих, вопрос должен пробуждать в подростке инициативу, самостоятельную мысль, активизировать психические познавательные, волевые и эмоциональные компоненты; в-четвертых, вопрос не должен предопределять односложный ответ типа «да», «нет», «может», «не может» и т.п.; в-пятых, в вопрос нельзя включать информацию, которую несовершеннолетний может использовать при ответе; в-шестых, следует заранее продумать, в какой последовательности будут задаваться вопросы, для того чтобы один вопрос вытекал из другого, а весь допрос имел ясную, логическую структуру; в-седьмых, вопросы необходимо задавать в прямой формулировке, четко и точно, чтобы допрашиваемый не терялся в догадках.