Фрагмент для ознакомления
2
Сравним теорию Ж. Пиаже (1896–1980) и теорию Л.С. Выготского
Ж. Пиаже (1896–1980) в своих работах акцент делал на анимизм, ассимиляцию аккомодацию, аутистическое мышление, артифициализм, этапы развития интеллекта, трансдукцию, синкретизм, эгоцентризм. Он работал в рамках генетической психологии. При этом Ж. Пиаже свою теорию развития построил на базе логики и биологии. Он в первую очередь исходил из идеи, что в качестве основы психического развития выступает развитие интеллекта. В качестве этапов психического развития выступают этапы развития интеллекта. Через них ребенок постепенно проходит в формировании наиболее адекватной схемы ситуации. Логической мышление является основой данной схемы. При этом сама схема вырабатывается исключительно при активном взаимодействии индивида со средой Процесс адаптации, а также формирования адекватной схемы ситуации осуществляете постепенно, ребенок в этом случае применяет следующие два механизма построения схемы механизм ассимиляции и аккомодации. Ж. Пиаже считает, что развитие мышления являет собой процесс экстериоризации, то есть мышление возникает в качестве аутистического, внутреннего, а потом, после прохода стадии эгоцентризма, оно становится внешним, а также реалистическим. Таким же является процесс развития речи, из эгоцентрической, то есть речи для себя, переводящей в речь социальную, то есть речью для других. Также этот исследователь сделал открытия, которые имели для понимания психического развития детей, а также формирования их интеллекта существенное значение. В первую очередь это, открытие таких специфик детского мышления, как трансдукция, эгоцентризм, синкретизм, артифициализм, анимизм, наконец, нечувствительность детей к противоречиям. С позиции практического применения укажем, что выработанные Ж. Пиаже методы исследования уровня развития интеллекта стали и экспериментальными, и диагностическими, и, одновременно, большую роль играют в современной практической психологии
В свою очередь Л.С. Выготский (1896-1934) являлся представителем культурно исторической теории. Он акцент делал на высших психических функциях, действиях, знаках, интериоризации, культурном развитие ребенка, развитии у детей понятий, кризисах развитиях, а также зоне ближайшего развития. Он выдвинул несколько постулатов: 1) знак (слово) – это «психологическое орудие», с помощью которого формируется сознание; 2) слово в качестве действия (первоначально речевой комплекс, далее– речевая реакция); 3) развитие высших психических функций происходит в общении; 4) принцип развития так называемого «аффекта и интеллекта». С точки зрения практики теория Л.С. Выготского способствует пониманию развития и выработке тех или иных способов влияния на него. Подчеркнем, что Л.С. Выготский и Ж. Пиаже являются великими фигурами изучения развития и эволюционной психологии. Их теории оказали влияние на многих исследователей, от классических до современных. Именно благодаря им сегодня можно в широком смысле понять, каким образом происходит развитие детей.
Сравнивая теории Ж. Пиаже и Л.С. Выготского укажем, что каждый исследователь старался объяснить развитие в целом. При этом они оба отходят в своих исследованиях от эмпирических и нативистских предложений в процессе объяснения приобретения знаний. Также оба свою теорию представляют из конструктивистской парадигмы. Для них те изменения, которые произошли в развитии, выступают в качестве основного качественного, со сложными детерминантами интерактивного, а также диалектического характера. Человек в этом случае классифицируется как активный агент, который действует в их среде для того, чтобы встроить определенную версию своей реальности. При этом основные различия прослеживаются в следующем. Во-первых, исследователи обращаются к разным факторам как основном источнике знаний. Значимым для Ж. Пиаже являлось индивидуальное действие. В свою очередь для Л.С. Выготского значимым являлось именно взаимодействие с социальной средой. Это предопределяет на практике различные подходы когнитивного развития.
Ж. Пиаже подчеркивал значимость «необходимого и универсального» в развитии. То есть развитие – это результат внутренних перестроек личности, которые основаны на их объективных манипуляциях, однако без помощи извне. В отношении Л.С. Выготского укажем, что развитие является «контекстуализированным и условным». Это связано было с постоянной интернализацией познавательно-культурных ресурсов и средств, которые приобретаются при взаимодействии с социальным контекстом.
Немаловажным аспектом выступает и то, что Л.С. Выготский подчеркивает различие между «культурным развитием» и «естественным развитием». Однако из теории Ж. Пиаже данный контраст не рассматривается и не отвергается. Такого рода различие между Л.С. Выготским и Ж. Пиаже отражает имеющие место различия в понимании значимости культуры. Дихотомия, которая была создана Л.С. Выготским, отражает дуалистический характер его теории. Он базируется на противоположных понятиях, например, культурное развитие (или обучение) и биологический рост (или созревание).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 368 с.
2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Знание, 1982.
3. История психологии в таблицах: учеб. пособие / сост. З.А. Ахметова, Е.А. Машукова, А.Ю. Парасухина, Е.В. Пастухова. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2013. – 86 с.
4. Марцинковская, Т.Д. История психологии / Т.Д. Марцинковская. – М.: Приор 2012. – 312 с.
5. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М., 1994. – 488 с.