Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы, заключается в том, что современные глобальные трансформации, затронувшие политику, экономику, а в значительной степени и сферу моделей социального поведения, не стали полной неожиданностью. Причем эти трансформации происходят в условиях сохранения такого важнейшего элемента глобализации, как информационное общество, основанного на технологических и социальных принципах интегрированных коммуникаций. Изменения в социальном и социокультурном пространстве стран и регионов будут наиболее ярким и очевидным индикатором характера и глубины наблюдаемы нами процессов. Пандемия стала рубежом для выбора пути дальнейшего развития культуры и социокультурных отношений. Культура онлайн, выбор каналов коммуникации, потеря атмосферы и эмоциональных связей могут стать главными вызовами нового мира. Перед обществом, переживающим последствия глобализации, стоит выбор нового пути социокультурного развития и соответствующих социальных и социокоммуникационных форматов реализации подобной новой модели.
Цель исследования – рассмотреть закономерности нелинейного развития социокультурных систем.
Для достижения цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть способы привлечения иностранного капитала;
- провести анализ практики привлечения иностранного капитала в Россию.
Объектом исследования являются социокультурные системы.
Предмет исследования – практика развития социокультурных систем в современном мире.
Структура работы имеет следующий вид: введение, основная часть, заключение, список использованных источников.
1. Закономерности развития социокультурной системы
В обыденной практике, а иногда и в печати встречаются суждения, в которых термины «социальная система» и «социально-культурная система» рассматриваются либо как синонимы, либо близкие друг другу понятия, но практически невозможно встретить сколько-нибудь убедительных, обоснованных научно толкований отличительных признаков указанных терминов.
Определенная эклектичность в исходных понятиях усугубляет процесс усвоения и производных соотношений терминов: «социальная сфера» - «социально-культурная сфера», «социальная деятельность» - «социально-культурная деятельность», «социальный менеджмент» - «социально-культурный менеджмент», «социальное управление» - «социально-культурное управление» и т.д.
Социокультурная система в значительной мере связана с большой силой эстетического и духовного воздействия на все стороны жизнедеятельности человека. Социокультурная система здесь не просто «сопровождает» или «обрамляет» социальную и культурную реальность, но и активно включена в нее.
Когда речь идет о тенденциях и закономерностях развития социально-культурной системы, следует одновременно иметь в виду как те или иные черты образа жизни личности в этой системе, так и определенную направленность развития самой системы, основных ее элементов и частей.
Здесь «социальное» и «культурное» не только тесно взаимодействуют, они включены одно в другое, функционирование социокультурной системы становится процессом.
Согласно основной идее теории систем, целостная социокультурная система состоит из множества элементов, которые объединены различными взаимосвязями.
Она представляет собой обобщенный, суммарный результат состояния многих социальных и культурных компонентов, таких, как: конечные элементы (активная и массовая культуро-творческая деятельность людей); взаимосвязи элементов (социокультурные связи, межличностные отношения, культурные обмены, взаимодействия, общение и т.д.); функции элементов системы как целого (необходимость определенных культурно-нормативных действий для сохранения культуры); границы (расширение возможностей для включения людей в культурные процессы); подсистемы (численность коллективов самодеятельного творчества, любительских объединений и клубов по интересам и других клубных формирований); окружение (создание условий для культурной деятельности, взаимодействия с соседними социокультурными системами) [1, с. 22].
Целостная социокультурная система, как и всякая другая, образована на основе составляющих ее элементов, каждый из них, в то же время, может представлять собой самостоятельную систему, если ее рассматривать обособленно или как подсистему в целостной социокультурной системе.
Системообразующими элементами выступают социокультурные институты: государственные, негосударственные, частные и общественные органы, организации и учреждения, которые обеспечивают накопление, хранение и передачу культурных ценностей и культурного опыта, освоение культурных, образовательных, творческих форм деятельности людей.
Сюда же входят многочисленные объекты учреждений социально-культурной сферы: Дома культуры и клубы, библиотеки, театры, музеи, выставочные залы, парки культуры и отдыха, цирки, концертно-зрелищные учреждения, кинотеатры, спортивно-оздоровительные, курортно-санаторные, туристические учреждения и т.д. К системообразующим элементам относятся государственные и общественные комитеты, фонды и ассоциации (защиты ребенка, материнства и детства, инвалидов, ветеранов, социальной защиты населения, сохранения культуры, поддержки молодых дарований и т.д.).
Главной задачей социально-культурных институтов является объединение усилий людей для совместной деятельности по удовлетворению разнообразных потребностей человека, созданию условий для удовлетворения его социальных, культурных, творческих устремлений и жизненных проблем.
Таким образом, социально-культурная система является важнейшим компонентом общественной жизни социума, целенаправленно выполняя функции: кулътуросохранения, кулътуротворчества, просветительства, обучения и воспитания, социально-защитные, исследовательские, проектные, коммуникативные, рекреации, досуга и развлечений, информационно-рекламные и др.
Субъекты социокультурной системы имеют следующие характеристики:
а) социокультурные признаки обеспечения рациональности, эффективности, дисциплинированности, организованности, разумности, скоординированности действий;