Фрагмент для ознакомления
2
организационных уровнях и дает им понимание стратегии фирмы. Одним из основных преимуществ является возможность преобразования и систематизации информации, полученной из множества служб предприятия в информацию, доступную для понимания.
Однако, несмотря на множество преимуществ, которые дает эта система, ее внедрение у большинства компаний не всегда проходит успешно. Выделим основные трудности, с которыми сталкиваются компании в процессе внедрения и реализации системы сбалансированных показателей. Так как внедрение системы сбалансированных показателей является прерогативой высшего руководства, первым фактором, препятствующим ее успешному внедрению является недостаток интереса со стороны топ-менеджмента. Однако, участие в разработке данной системы исключительно топ-менеджмента не способно привести к успеху, так как ограниченное количество участников процесса также является проблемой. Процесс разработки требует участия руководителей подразделений всех уровней управления. Еще одной сложностью является то, что разработка и внедрение системы сбалансированных показателей требует значительного количества времени, так как это не разовое мероприятие, а непрерывный продолжительный процесс. Система сбалансированных показателей является относительно новым инструментом менеджмента, поэтому многие организации не занимаются его внедрением самостоятельно, а предпочитают обращаться к услугам сторонних консультантов. Услуги неквалифицированных консультантов могут дать не ожидаемый эффект, а привести к нежелательным результатам. [5].
2. Сложность внедрения системы сбалансированных показателей на российских предприятиях
Как показывают результаты исследований проблем управления предприятиями, зачастую западные управленческие технологии достаточно сложно эффективно использовать в российских компаниях. Это обусловлено влиянием таких факторов, как: национальные особенности ведения бизнеса, различия в корпоративной культуре, разные подходы к стратегическому управлению.
Внедрение сбалансированной системы показателей в отечественных компаниях определяется особой спецификой, так как присутствуют факторы, ограничивающие применение данного инструмента. К данным факторам относится: отсутствие во многих компаниях регулярного менеджмента, полной и достоверной информации, необходимой для принятия управленческих решений, несовершенство бизнес-процессов.
Проблемы, возникающие у российских компаний при внедрении данной методологии реализации стратегии, заключаются в методе автоматического сбора значений показателей ССП. Большинство компаний придерживается мнения, что существует готовый набор стандартных показателей ССП, который позволит им достигнуть желаемых результатов. Однако это является заблуждением, поскольку система сбалансированных показателей требует творческого подхода и применения решений, уникальных для каждой отдельно взятой организации. Помимо перечисленного, ССП основывается на лидерстве, обучении и поддержке высшего руководства в вопросах ее внедрения, так как создание эффективной и результативной системы сбалансированных показателей является дорогостоящей, долгосрочной и достаточно непростой задачей.
В таблице 2 приведено детальное сравнение условий, имеющихся для внедрения системы сбалансированных показателей в России и за рубежом.
Таблица 2- Сравнение условий для внедрения ССП в России и за рубежом
За рубежом В России
Используются показатели перспективы «Финансы»:
– уровень доходности капитала;
– рентабельность инвестиций;
– рост стоимости акций по курс. Используются краткосрочные и среднесрочные финансовые показатели:
–выручка;
–прибыль;
–рентабельность
Наличие достоверных данных бухгалтерской отчетности для принятия решений по каждой перспективе Отсутствие полной и достоверной информации в финансовых документах
Повышение эффективности работы компании за счет роста производительности труда Мотивация сотрудников осуществляется исключительно на основе размера выручки
Система финансового учета позволяет оценить прибыльность отдельных сегментов рынка Отсутствие систематизированной и достоверной маркетинговой информации
Внедрение ССП по системе «снизу-вверх», высокий уровень кадровой подготовки Несогласованность в организации бизнес-процессов, реализация ССП «сверху-вниз»,
1-й этап внедрения ССП – оценка внешней среды компании На 1-м этапе проводятся семинары, изучаются западные теории, составляется дерево целей
Проблемой является также то, что в России из-за ее отставания в развитии бизнеса от зарубежных стран еще не до конца сформировано бизнес-пространство и класс профессиональных управленцев. Большинство существующих руководителей проходило обучение еще в условиях «плановой экономики», и их восприятие бизнеса несколько отличается от зарубежного. Еще одна проблема связана с тем, что большинство руководителей уделяют недостаточное внимание анализу рисков и трудностей, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта и обладать эффективным инструментарием для того, чтобы преодолеть данные трудности. Важно уметь их вовремя заметить и знать, как с ними справиться [2]. Только так компания сможет избежать разочарования в системе сбалансированных показателей и в полной мере использовать ее инструментарий.
Существуют следующие проблемы, которые стоит учитывать при внедрении ССП:
– отсутствие убедительных аргументов для персонала компании о необходимости внедрять ССП. Следует правильно донести до сотрудников их
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. – 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. – 320 с.
2. Сутягин В.Ю. Сбалансированная система показателей как эффективный инструмент реализации стратегии развития предприятия / В.Ю. Сутягин, М.А. Турлачева // Социально-экономические процессы и явления. – 2012. – №5-6. – С.112-117.
3. Романенко О.А. Сравнительная характеристика моделей сбалансированных систем показателей // Тенденции развития экономики и менеджмента: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. – Казань: ИЦРОН, 2015. – С. 66-69.
4. Пашовкина Е.В. Модель формирования системы сбалансированных показателей как инструмент управления бизнес-процессами // Бизнес. Образование. Право. – 2018. – № 4 (45). – С. 156-162.
5. Каримова А.М. Преимущества и недостатки сбалансированной системы показателей как системы оценки и реализации стратегии // Актуальные направления научных исследований в области экономики, финансов и учета: от теории к практике: материалы V Всерос. заоч. конф. – Уфа: УГНТУ, 2017. – С. 114-116.