Фрагмент для ознакомления
2
Задания и рекомендации к их выполнению
1–2. Определите два источника, фрагменты которых приведены в задании [1 и 2]. Дайте развернутую характеристику тексту (автор, время создания, степень достоверности, чем интересен и важен для истории этот источник).
3.Ответьте на вопрос по предложенному источнику.
1. По сих же въединъ от днийприидошагрекы от Коньстянтиня града, от патриарха послани […] Поклонишася ему, глаголюще: “ВселеньскыйпатриархъКоньстянтиня града киръФилофей благословляет тя”. Тако же от патриарха и поминки вдаша ему: крестъ, и парамантъ, и схиму; по сем и писаниапосланаавдаша ему. [Он] же рече к ним: “Блюдите, еда къ иному послани будете: кто боесмь аз грешный, недостойный таковых даров сподобитися от святейшаго патриарха?” Они же реша: “Мы, отче, никакожесъблазнихомся о тебе […]”
Данный отрывок взят из произведения «Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца» Епифания Премудрого. «Житие…» было вторым крупным произведением Епифания, которое он начал в 1393 или 1394 году, после смерти Сергия Радонежского. Над своим произведением Епифаний трудился более четверти века, но окончить задуманное помешала его смерть.
Но его труд не пропал. «Житие Сергия» сохранилось в нескольких литературных версиях. Есть мнение, что перу Епифания принадлежит только первые 10 глав, а оставшиеся 20 из 30 представляют собой позднейшую компиляцию. И в некоторой роде она отражает первоначальныйзмыселЕпифания.
2. Ярославли всивнуце и Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени, уже бовыскочистеизъдедней славе. Вы бо своими крамолами начястенаводитипоганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю: которою бобеше насилие от земли Половецкыи!.
Данный отрывок – из произведения «Слово о Полку Игореве». Это известный памятник литературы Древней Руси, в основе сюжета которого лежит неудачный поход русских князей на половцев, который был организован новгород-северским князем Игорем Святославовичем в 1185 году.
Предположительно «Слово…» было написано в XIIвеке, вскоре после того, как произошло описываемое событие (зачастую датируется тем же 1185 годом, реже – 1-2 годами позже).
Когда единственная рукопись «Слова…» была утеряна, тогда стали являться сообщения о его особенностях со слов владельца и других очевидцев. Но свидетельства противоречат друг другу, так как скопировать образчик письма никто не позаботился.
Если говорить о географии «Слова…», то предположительно произведение имеет южнорусское происхождение, возможно даже киевское. По поводу авторства также идут различные споры. Выдвигается множество гипотез о том, кто мог быть автором. Практически все известные по летописи деятели конца XIIвека предлагались как возможные кандидатуры. В СССР со своими версиями выступали не только филологи и историки, но также и многочисленные любители.
Исследователь «Слова» А. Ю. Чернов выдвинул гипотезу об авторстве князя Владимира Святославича. Существует версия исследователя Юрия Сбитнева о том, что автором летописи является дочь князя Святослава Всеволодовича, которую звали Болеслава.
При известном на сегодня корпусе источников установить имя автора «Слова» не представляется возможным.
3. Какого рода дела находились в компетенции митрополичьего суда по Церковному уставу князя Владимира Святославича?
По Церковному уставу князя Владимира Святославовича в компетенции митрополичьего суда находятся дела в трех сферах, которые были неподвластны княжескому суду. Во-первых, это касалось вопросов языческиз форм брака, заключения и расторжения брака с нарушением церковных правил, блуда между членами большой семьи, вопросы об оскорблениях словом и действием, избиениях и драках.
Второй сферой были дела белого духовенства и монашества, причем по Уставу суд происходил по всем делам – как по уголовным, так и по сугубо церковным. В-третьих, это вопросы, связанные с зависимыми от Церкви людьми.