Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятие «гуманитарная безопасность» включает в себя совокупность; социальных и культурных факторов взаимодействия, которые обеспечивают достойную жизнь каждого гражданина страны. В понятие входят человечность, достойный смысл жизни и состояние защищенности. В состояние защищенности входят человеческие ценности, идеалы, традиции, образ жизни, образ культуры.
Основным объектом гуманитарной безопасности является человек, его интеллектуальный, духовный, нравственно-этический потенциал.
Несомненным вызовом времени как в национальном, так и глобальном масштабе является проблема сохранения человека, как личности, индивидуальности и уникальной социальной структуры в современных условиях нивелирования традиционных культур и ценностей.
Гуманитарная составляющая во внешней политике государства – это комплекс действий, инструментов, программ, заявлений, деклараций и других мер, направленных на защиту и обеспечение базовых потребностей и прав человека, как на уровне отдельных индивидов и небольших сообществ, так и на уровне больших групп людей [1].
1 История становления гуманитарной безопасности
На ранних формах человеческого общежития, можно рассмотреть гуманитарную деятельность в качестве одной функций власти, сначала по отношению к членам одного общества, и постепенно под действием различных факторов в более глобальном масштабе. Желание расширять границы человеческого общежития привело к распространению способов поддержания социальности на сферу внешних контактов. С тех пор как сообщества сосуществовали рядом друг с другом и не испытывали состояния вражды, они развивали определенные формы дипломатических обычаев. Первобытная «дипломатия» и торговля прослеживается от первобытных народов, среди которых существовало мореплавание, а также исконных жителей Азии и Африканского континента. Этнографические исследования могут дать представление о зарождающихся первых обычаях общения между племенами первобытных обществ, возникновение и направленности первых этических норм, способных регулировать человеческое поведение. Поддержание мирных отношений было характерно для многих первобытных социумов, что подтверждено их легендами.
С доисторических времен существовал обычай неприкосновенности послов и вестников. Природа этой гуманитарной составляющей позволяет распознать рационалистический характер мотивации. Несложно понять, что обычай неприкосновенности вестников, основывается на взаимности, то есть, неприкосновенность чужих вестников гарантировала безопасность своих. По мере расширения контактов и вовлечения в них других социальных групп, обычай неприкосновенности расширялся и на них. Таким же образом сохранение неприкосновенности чужих пленников могло обезопасить своих членов группы, оказавшихся в плену. Таким образом древние проявления «гуманизма» в доисторическом периоде взаимодействия групп четко структурировались рациональным расчетом [2].
В первобытном обществе разделение на «мы» и «они» было предельно острым. Многие племена идентифицировали только себя как настоящих людей, отличая себя от остальных как более низкого класса существ. Согласно этому, альтруизм у наших предков был направлен в основном на членов «своей» группы. Поэтому в первобытном обществе постепенно зарождались законы и обычаи войны. В то же время давление природного фактора и трудности к его адаптации были столь значимыми для первобытных людей, что подвигали их к экспансии социального мира. Первобытные люди расширяли границы своих сообществ за счет установления родственных связей с другими группами. Мирные контакты с соседями также были обусловлены интересами выживания, которые сплачивали небольшие группы и развивали в них альтруистическое поведение. Мирные дипломатические методы отстаивания своих интересов для выживания оказывались менее затратными, чем военные.
Изучая формы первичных «гуманитарных» практик во внешних связях первобытных обществ, для становления первичных «гуманных» форм общения первобытных обществ можно назвать:
1) процесс постепенного расширения границ малых людских сообществ;
2) обычай дарообмена как инструмент «очеловечивания» внешнего социального пространства.
Таким образом можно сказать о том, что гуманитарная безопасность страны имеет древнейшие истоки и изначально существовала как механизм восстановления человечности после различных стрессовых воздействий, без которого общество не смогло бы выжить и развиваться.
Важным начальным дипломатическим обычаем был обычай дарообмена, через который подтверждалась легитимность властных притязаний на управление социумом. Давая дары тем, кто не мог отдать что-то взамен, древние властители закрепляли свой авторитет над принимающими подарки людьми. Также дарение подарков практиковали древние государственные образования по отношению к покоренному в результате войн населению. При этом одаривание выполняло одновременно компенсаторную функцию. Таким образом, гуманитарная дипломатия на начальных этапах развивалась и в направлении норм, сдерживающих проявления бесчеловечности в ходе войн, и в направлении развития обычаев оказания безвозмездной помощи «чужому» населению.
При закате греческой полисной системы произошла потеря эффективности выработанных в течение веков институтов урегулирования конфликтов. Постепенное покорение греческих полисов Римской империей сделала более частыми акты жестокости и бесчеловечности. Гуманитарно-этический элемент минимизировался в международных отношениях в этот период. В отличие от греческого мироустройства римское воплотило в себе иной способ организации политической власти и взаимодействий с внешним миром. Римская империя создала не систему отношений равных друг по статусу государствами, а глобальный имперский миропорядок, поддерживаемый с помощью военной силы и права. Суверенитет над покоренными народами Римская империя устанавливала при помощи такой гуманитарной акции, как одаривание, которое демонстрировало выгоду покоренному населению от новой власти. Например, в Риме глубоко укоренился обычай раздачи бесплатной еды во время праздника. Этим способом элита поддерживала легитимность своей власти в глазах народа [2].
В Средневековье развивались нормы гуманного обращении с пленными и мирным населением во время войн - Крестовых походов, которые объединили Европу против мусульманского мира и дали импульс для развития «законов войны». Тогда же укрепились принципы защиты женщин, детей во время боевых действий, женщины и дети могли найти убежище и монастырях можно. Христианские монашеские ордены были основными гуманитарными «организациями» в тот период. Все механизмы поддержания человечности были в руках у Церкви и основывались на особом представлении о человеке, где его конечной целью было спасение после смерти, а не земное благополучие. Эта концепция человека, совершенно отличающаяся от современной, обуславливала в средневековых международных отношениях признаки, которые на данный момент времени являются антигуманными. К примеру, поощрялась практика милитаризации детей. Осуществлялся Крестовый поход детей в 1212 году [3].