Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В современных условиях в развитых странах малое и среднее предпринимательство вносит существенный вклад в инновационное развитие национальной экономики, используя свои конкурентные преимущества в гибкости и оперативности принимаемых решений.
С развитием малого предпринимательства создаются дополнительные рабочие места, оптимально используются местные сырьевые ресурсы, расширяется потребительский сектор, рынок насыщается товарами и услугами. Малое и среднее предпринимательство способствует формированию «здоровой» конкурентной среды, росту реальных доходов населения и повышению качества их жизни.
Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства со стороны государства — это необходимый элемент повышения социально-экономического уровня жизни населения. Малое и среднее предпринимательство в большей степени может адаптироваться под возможные изменения рынка, тем самым сохранив стабильность в экономике и жизни граждан государства. Поступательное развитие малого и среднего бизнеса с целью минимизации потерь в случае возможного экономического кризиса на настоящее время является важным вкладом в будущую экономическую стабильность страны и социальную жизнь населения.
Целью работы является изучение порядок оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы.
Порядок оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства
Малое предпринимательство является особой сферой предпринимательства, его можно назвать специфической общественной формой относительно небольшого производства. В целях анализа теоретических аспектов малого предпринимательства следует раскрыть содержание категории предпринимательство.
В научной литературе существует множество подходов к интерпретации термина «малый бизнес». Итак, как З. Варналий считает, что «малый бизнес является независимой (за счет собственных средств) систематическая инновационная деятельность граждан-предпринимателей и малых предприятий на свой страх и риск, чтобы получить предпринимательский доход (сверхприбыли)». М. Лапуста считает, что малый бизнес - это предпринимательская деятельность, которая осуществляется субъектами рыночной экономики в соответствии с определенными установленными законами, государственными органами или другими представительными органами критериев (показателей) .
С 1 августа 2016 года выделяется несколько критериев, по которым бизнес можно от нести либо к малому предпринимательству, либо к среднему. Первый критерий – доход за прошедший налоговый период в соответствии с налоговой декларацией. Для среднего предприятия он должен быть не более 2000 млн. рублей, для малого предприятия – не более 800 млн. рублей, для микропредприятия – не более 120 млн. рублей. Ко второму критерию относят среднесписочную численность работников за прошедший год. На среднем предприятии показатель не должен превышать 250 человек, для малого предприятия – 100 человек, и для микропредприятия – не более 15 человек.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это часть государем венной социально-экономической политики, комплекс правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, организационных мер, реализуемыми государственными органами власти и органами местного самоуправления, которые в свою очередь сосредоточены на обеспечении реализации целей и принципов, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии и поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» .
В целях исполнения государственной политики в рамках развития малого и среднего бизнеса законодательством РФ рассчитаны специальные меры поддержки субъектов малого предпринимательства. При этом на поддержку со стороны государства могут рассчитывать, как все субъекты малого и среднего бизнеса, так и по отельным категориям. Государственную поддержку определяется в областях, таких как: налоги и сборы, бухучет, закупки, имущественной, финансовой, инфраструктурной, информационной, консультационной, правовой и в других областях поддержки. В законодательстве и литературе также выделяются меры государственной поддержки в отдельных сферах деятельности, например, в образовании, торговле, строительстве энергетических объектов, сельском хозяйстве, ремесленной деятельности, инновационной деятельности и т.д.
Для более точного изучения специального законодательства в сфере оказания государственной поддержки субъектов малого бизнеса, рассмотрим некоторые из них.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» . Данный закон определен перечень значимых отличительных черт при ведения бухгалтерского учета объектами бизнеса. Одним из главных правил, координации бухучета является принцип облегчения вариантов ведения бухучета, в том числе упрощенный бухучет, для субъектов малого бизнеса. Облегченные варианты подготовки бухучета, в том числе упрощенный бухучет, для субъектов малого бизнеса должны быть регламентированы федеральными стереотипами бухучета. Также, директорам предприятия, относящегося к малому и среднему бизнесу предусмотрено прерогатива вести бухучет на себя. Между тем, по единым требованиям директор предприятия, реализуя мероприятия по подготовке бухгалтерской отчетности, должен определить один из законодательно разрешенных вариантов, поручив его ведение на главного бухгалтера или другое должностное лицо этого субъекта, или привлечение сторонних организаций, специализирующихся в услугах по ведению бухучета.
Исходя из этого, в законе о бухучете в полном объеме реализован закрепленный Федеральным законом № 209-ФЗ о развитии малого предпринимательства принцип облегчения ведения бухучета для субъектов малого бизнеса. Для его осуществления понадобится утверждение специализированных федеральных образцов. В настоящее время, соответствующие нормативные акты не приняты.
Специфика деятельности субъектов малого бизнеса в роли поставщиков, подрядчиков) при проведении закупок товаров, выполнении различных услуг для государственных и муниципальных нужд закреплены в законе от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
Ряд предпочтений, направленных на поддержку малого бизнеса, в части установления привилегий при осуществлении закупок, определен в части 2 статьи 30 Закона о контрактной системе. Заказчики должны производить закупки у субъектов малого бизнеса, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок.
Во исполнение перечня поручений Президента России (Пр-815ГС от 25 апреля 2015 года, пункт 5, подпункт «а») Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года № 1083-р утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года .
Поддержка субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, включает в себя:
- финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций;
- поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников;
- поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества;
- поддержку субъектов малого предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
- поддержку субъектов малого предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Реализуется ряд масштабных программ финансовой поддержки, в рамках которых во всех субъектах Российской Федерации предприниматели имеют возможность получать субсидию для возмещения затрат на ведение бизнеса, микрозаймы, гарантию по кредиту или кредит на льготных условиях. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», в рамках которой реализуются мероприятия по созданию и развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства .
Кредиты предоставляются в рамках реализации Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке .
Так, субъекты малого предпринимательства могут получить кредит на инвестиционные цели (от 0,5 млн. рублей до 2 млрд. рублей на срок до 10 лет) и на пополнение оборотных средств (от 0,5 млн. рублей до 500 млн. рублей на срок до 3 лет) по льготной ставке не более 8,5% годовых . Кредиты предоставляются на деятельность субъектов малого предпринимательства в приоритетных отраслях, к которым относятся: сельское хозяйство, производство и распределение электроэнергии, обрабатывающее производство, строительство, деятельность в области туризма, информации и связи, здравоохранения, образования, деятельность в области культуры, спорта и др.