Фрагмент для ознакомления
2
1) Русская философия: опыт метафизики истории
Важнейшей характерной чертой русской философии является постоянное стремление к постановке онтологических проблем, главной из которых является описание безусловных основ всего существующего. Можно с уверенностью сказать, что метафизика - важнейшая составляющая философских построений, и это, несомненно, связано с религиозным направлением русской философии. Еще одна черта русской философии - первостепенная важность проблемы человека. В рамках метафизического подхода русские мыслители обращали внимание не только на описание сущности Бога, Абсолюта, но и на проблему абсолютных оснований человеческого существования. В связи с этим в рамках метафизического подхода к человеку проблема его бессмертия была особенно значимой.
До середины 18 века некоторые метафизические проблемы можно было найти в богословских трудах, созданных в традициях патристической мысли (Дионисий Ареопагит, Григорий Нисский, Василий Великий, Максим Исповедник и др.). С середины 18 века вместе с восприятием западной философии началось формирование самостоятельной метафизической традиции; на первом этапе своего развития особой популярностью пользовался Г. Лейбниц.
2) Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия.
Человек - представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живых существ, наделенный разумом, рефлексией, речью. Он-живая система, представляющая единство трех компонентов: биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.); психического (чувства, воображения, память, мышление, воля, характер и т.д.); социального (мировоззрение, ценностные установки, знания и умения и т. п.). Человек - целостное существо - сочетает в себе физическое, психическое и духовное начала; универсальный - способен на любой вид деятельности; уникальный - открытый миру, неподражаемый, свободный, творческий, стремящийся к самосовершенствованию и самопреодолению. Несомненно, человек по своей природе одновременно и биологическое, и социальное существо. Но каково соотношение этих двух принципов, является ли один из них решающим - это предмет научных дискуссий. Есть два основных подхода к решению этой проблемы: биологизаторский и социологизаторский. Каждый из них абсолютизирует какую-то одну природу (биологическую или социальную) человека. Сторонники биологизаторских концепций стремятся объяснить человека, основываясь только на его биологическом начале, и полностью игнорируют влияние общества или собственный выбор индивида. Человеческое поведение, как и поведение животного, предопределено генетически, и никто не может преодолеть влияние своей наследственности, каким бы плохим или хорошим оно ни было (общество здесь тоже не помощник).
3) Материя как основная категория научной картины мира.
Научная картина мира - это целостная система представлений об общих свойствах и законах природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий, принципов, методических указаний. В структуре научной картины мира можно выделить два основных компонента - понятийный и чувственно-образный. Понятийный представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и т. д.) и принципами (материальное единство мира, всеобщая связь и взаимозависимость явлений, детерминизм и т. д.), общенаучными концепциями и законами (например, закон сохранения и преобразования энергии), а также фундаментальными концепциями отдельных наук (поле, материя, вселенная, виды, популяция и т. д.).
Выделяя определенные формы бытия и подчеркивая связь между ними, философия исходит из того, что все многообразие мира объединено общей основой – субстанцией. Учения, объясняющие возникновение и развитие различных явлений из одной субстанции, называются монистическими. История философии различает материалистический монизм (Фалес, Демокрит, Гераклит) и идеалистический (Платон, Гегель, Беркли) в зависимости от того, какое начало (материальное или духовное), по мнению ученого, дает толчок к формированию всех явлений мира. В процессе исторического развития философии материалистический и идеалистический монизм противостояли друг другу, но их взаимодействие включало и стихийные попытки найти «точки соприкосновения», проявившиеся в философии дуализма (Декарт) и плюрализма (Лейбниц). Материализм утверждает, что мир вокруг человека-это движущаяся материя. В мире нет ничего, кроме различных форм движущейся материи, которая только переходит из одного состояния в другое.
4) Натурфилософия эпохи Возрождения.
На основе крупных открытий и технического прогресса эпохи Возрождения развивается своего рода натурфилософия (философия природы). Понимание природы приобретает новую специфику: христианский Бог здесь теряет свой запредельный потусторонний характер, он словно сливается с природой. Такая философия природы - пантеизм. Это религиозное и философское учение, которое отождествляет Бога и мир в целом: «природа есть Бог в вещах». Подобную натурфилософию развивали Бернардино Телезио [1509–1588), основавший в Неаполе академию для опытного изучения природы, и ближайший советник Папы Пия II, кардинал, ученый, философ Николай Кузанский (1401–1464). Он утверждал, что божественное существо играет решающую роль в формировании природного мира и мира человека. Н. Кузанский отвергает дуалистическое понимание мира и Бога. Сводя бесконечность Бога к природе, Н. Кузанский открыл принцип совпадения противоположностей в природе (максимума и минимума), сформулировал идею бесконечности Вселенной. Пантеистические и диалектические идеи Николая Кузанского нашли свое дальнейшее выражение в космологии и натурфилософии.
Под натурфилософией мыслители 16 в. понимали не только предмет своих исследований - философию природы, но и естественный подход к познанию законов мирового порядка.