Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Управление общественной жизнью и государственными процессами включает в себя ряд вопросов, которые непосредственно связаны с планированием деятельности государственных органов и их функций, организацией работы, анализом результатов и финальным шагом - контролем. Государственное регулирование невозможно без государственных средств, которые призваны поддерживать и осуществлять деятельность всех сфер жизни. Основными такими средствами являются государственные финансы страны, которые образуют общую финансовую систему.
Очевидно, что успех экономического развития в стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько политика государства будет отвечать требованиям времени.
1. Современное состояние управления в финансовой сфере в Российской Федерации
В связи с тем, что экономическая активность в любом государстве сталкивается с целым рядом трудностей, которые не могут быть преодолены одними рыночными механизмами, государство вынуждено осуществлять заботу о создании хозяйственной инфраструктуры, нивелировать перекосы, периодически возникающие в экономике. Именно поэтому предпринимательство в частности и экономическая система в целом в большой степени формируются под влиянием правовых норм, значительная часть которых имеет административно-правовую природу. Абсолютно все современные государства так или иначе осуществляют управление экономикой. Теоретическими базисами для этого служат положения отдельных экономических школ и концепций, разработанных в рамках экономической теории. Порой имеют место случаи, когда в экономической политике государства применяются взаимоисключающие методы экономического управления, разработанные в рамках резко дискутирующих между собой экономических концепций.
Встречаются также разногласия правового характера относительно юридической природы государственного регулирования экономики. Доминирующим мнением в отечественной правовой науке является признание всех форм публично-правового воздействия на экономику со стороны органов исполнительной власти административно-правовым регулированием в рамках отрасли административного права. Аналогичная позиция отмечается и в юридической науке англо-саксонских государств. Тут основными направлениями административно-правового регулирования экономики названы защита конкуренции, лицензирование, регулирование ценообразования, торговли, развитие транспорта и связи. При этом в отечественной науке административного права делается акцент на изучение полномочий регулирующих органов государственной власти, а в англо-саксонское правоведение основное внимание уделяет вопросам защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. В отечественном правоведении имеется также мнение о том, что названное воздействие относится к так называемым вертикальным отношениям, регулируемым нормами самостоятельной отрасли предпринимательского права.
Несмотря на несомненное значение административного права как регулятора экономических отношений, пока не удается провести четкую границу между ним и другими отраслями права. Более того, в отечественной юридической науке нет внятной дискуссии по проблемам и содержанию административно-правового регулирования экономики как относительно целостного явления. Имеют место лишь исследования отдельных методов административно-правового регулирования экономики либо особенности регулирования в некоторых отраслях экономики.
Обстоятельствами, влияющими на текущее состояние дискурса, являются следующие:
административно-правовое регулирование экономики тесно связано с такими науками, как экономическая теория и государственное управление. При этом возникает ряд проблем концептуального характера, когда отдельные исследователи заимствуют терминологию и методологию экономических наук в сугубо правовую материю. Например, часто используется деление методов государственного регулирования экономики на прямые и косвенные, на административные и экономические. Хотя правовая наука не позволяет найти для такой классификации достаточно убедительных критериев;
административно-правовое регулирование экономики с точки зрения предмета и метода административного права как самостоятельной отрасли права теоретически должно регулировать все виды экономических отношений с участием государства в лице органов исполнительной власти с использованием императивного метода правового регулирования. Однако в силу недостаточной четкости границ между отраслями права, с одной стороны, и в связи с традициями в разделении российского права на отрасли, с другой, целый ряд направлений публично-правового регулирования признается предметом регулирования других отраслей права, также признаваемых самостоятельными. Так, выделяют отрасли финансового, экологического и таможенного права. Некоторые ученые признают аграрное право как самостоятельную отрасль, применяющую императивные инструменты воздействия на поведение субъектов в аграрных правоотношениях;
административно-правовое регулирование экономики - это быстро развивающаяся подотрасль административного права. Юридическая наука во многих случаях не поспевает за изменениями в законодательстве и занимается зачастую простым комментированием правовых новелл.
Эти обстоятельства обусловливают нужду в определении границ административно-правового регулирования экономических отношений, а также в создании четко определенной методологии правовых исследований в данной сфере. В настоящее время ко многим аспектам административно-правового регулирования экономики применяется нормативистский подход, когда нормы права толкуются на основе критериев сугубо нормативного характера. Пользу этого подхода отрицать нельзя, но опора на чистый позитивизм приведет к игнорированию диалектической взаимосвязи между правом и экономикой. А это, в свою очередь, снизит эффективность правового регулирования. Сравнивая уровень научной разработанности вопросов административно-правового регулирования экономики, например, с вопросами организации системы исполнительной власти, государственной службы, административной ответственности, следует констатировать несомненную теоретическую отсталость первых. Исследование принципов и методов административно-правового регулирования экономики поэтому должно стать одним из приоритетных направлений науки административного права.
2. Характеристика основных проблем в управлении финансами и направления их решения
Управление государственными финансами довольно сложный и упорядоченный процесс, от которого напрямую зависят результативность государственного регулирования экономики, макроэкономическая устойчивость и финансовая стабильность в стране.
Однако сложившаяся в России нормативно-правовая и методическая база не позволяет в полном объеме реализовать комплекс задач и современных требований, предъявляемых к управлению государственными финансами.
Низкое качество документов, которые определяют цели и задачи бюджетно-налоговой политики. Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере предполагает подготовку документов, отражающих цели бюджетной и налоговой политики, условия макроэкономического развития и поддающиеся оценке финансово-бюджетные риски как основное условие обеспечения финансовой прозрачности. Формально данное требование выполняется: принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г., Президент РФ согласно ст. 170 БК РФ ежегодно направляет Федеральному собранию РФ бюджетное послание на среднесрочную перспективу, ежегодно разрабатываются основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики России на очередной финансовый год и плановый период. Однако анализ данных документов позволяет сделать вывод, что они не носят системного характера, не увязаны друг с другом, в том числе во временном аспекте, их содержание не в полной мере соответствует их назначению.
Отсутствие четко сформулированных целей и задач, системы количественных параметров для определения времени и степени их достижения делает невозможной реальную оценку как эффективности управления государственными финансами, так и результативности расходов бюджетов бюджетной системы страны. Кроме того, все цели, задачи и мероприятия в бюджетных посланиях определяются исходя из сложившейся на момент подготовки документов ситуации, т.е. носят статичный характер, и при изменении социально-экономической ситуации, внешнеэкономической конъектуры требуют серьезной корректировки.
Недостаточная обоснованность разграничения полномочий участников бюджетного процесса. В соответствии с БК РФ финансовые органы одновременно и составляют проект бюджета, и организуют его исполнение. При этом отсутствует предварительный контроль со стороны финансовых органов за обоснованностью расчетов участниками бюджетного процесса, что приводит к возникновению условий для неэффективного использования бюджетных средств на законных основаниях, снижает результативность государственных расходов и эффективность управления государственными финансами.
Слабая информированность общества о состоянии и динамике государственных финансов. Степень доступности этих данных в России постоянно повышается, однако помимо общей информации о параметрах бюджетов разного уровня должна быть подробная информация об операциях, которые могут негативно сказаться на сбалансированности и устойчивости бюджетной системы страны. Нормы и стандарты в области раскрытия информации по бюджетно-налоговым вопросам отсутствуют. Например, плановые параметры федеральных целевых программ (ФЦП) на сайтах публикуются, а отчетные - отсутствуют. В открытом доступе лишь сведения об общих итогах реализации ФЦП. Это не позволяет обществу, инвесторам, другим заинтересованным лицам оценить ни обоснованность и необходимость осуществляемых государственных расходов, ни эффективность управления государственными финансами.
Государственный финансовый контроль. Из полномочий контрольно-счетных органов, являющихся органами внешнего государственного финансового контроля, формируемыми законодательными органами государственной власти, Федеральным законом №252-ФЗ от 23 июля 2013 г. исключен как предварительный, так и текущий государственный финансовый контроль. Это свидетельствует о снижении роли законодательных (представительных) органов власти в процессе управления государственными финансами и сокращении, как субъектов, так и предметов внешнего государственного финансового контроля.
Эффективная и справедливая система межбюджетных отношений. В настоящее время сложился явный дисбаланс в организации межбюджетных отношений: высокий уровень централизации налоговых полномочий и налоговых доходов и децентрализация расходных обязательств. Степень материальной зависимости органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления от федеральных органов государственной власти можно охарактеризовать как избыточную. При этом у субъектов Федерации и муниципальных образований отсутствует достаточная доходная база для исполнения ими расходных обязательств по предметам собственного ведения, а их зависимость от финансовой помощи из федерального бюджета не создает стимулов для проведения финансовой политики, направленной на обеспечение социально-экономического развития и повышение инвестиционной привлекательности. Это свидетельствует о низкой эффективности межбюджетных отношений в РФ.
Заключение
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества. Наиболее часто можно встретить определение финансовой системы, которое подразумевает совокупность финансовых звеньев, которые призваны взаимодействовать между собой и у которых есть одна цель, определенной финансовой политикой государства.
Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами государства. Цель управления финансами – это финансовая устойчивость, которая проявляется в макроэкономическом балансе, в балансе между профицитом и дефицитом бюджета, а также в снижении государственного долга с целью социально-экономического развития и исполнения всех функций государства в сочетании с интересами всех членов общества.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с последн. изм. от 15 февраля 2016 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации.1998. № 31, ст. 3823
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с последн. изм. от 15 февраля 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.1998. № 31, ст. 3824.; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с последн. изм. от 9 марта 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32, ст. 3340.
3. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ (с последн. изм. от 4 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7, ст. 903.
4. Болотин В. В. О функциях финансов в учебниках и преподавании // Финансы. 2012. № 7. С. 62-67.
5. Горбунова И. Е. Проблемы развития государственного финансового контроля в России и пути совершенствования его организации [// Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. Заоч. Науч. Конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. - М.: РИОР, 2011. - С. 67-69.
6. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061000»Государственные и муниципальные финансы», 060400 «Финансы и кредит» / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-у изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
7. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 680 с. 3000 экз. (В пер.).
8. Гриб С.Н., Давыдова И.В., Кузьмина И.Г., Лемескина Т.В., Макарова С.Н., Рожкова Э.С. – Конспект лекций: Управление государственными и муниципальными финансами.
9. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. Учебное пособие. – М: ИНФРА – М, 2003.
10. Итоги работы Счетной палаты Российской Федерации в 2012 году и Основные направления деятельности в 2013 году / Официальное издание. Подписано в печать 01.02.2013 г.
11. Ковалев В.В. Управление финансами. Учебное пособие. – М.: ФБК – ПРЕСС, 2001.
12. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 496 с: ил.
13. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 512 с.
14. Овсяников Л.Н. Государственный финансовый контроль: учреждения и возможности // Финансы. 2012. № 6. С.53-57.
15. Щедров В.И. К вопросу о сущности и функциях финансов // Финансы. 2012. № 3. С. 60-62.