Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Необходимость многогранного исследования сферы развития музыкального восприятия у детей осознается как остро актуальная проблема современной музыкальной педагогики. Наиболее благоприятен для развития музыкального воображения средствами музыки младший школьный возраст, так как именно в этот период закладывается базовая культура человека, фундамент всех видов мышления. В настоящее время односторонне рационалистический подход образовательной системы переживает кризис, и взоры многих педагогов и родителей обращены в сторону искусства.
Проблема музыкального воображения как таковая существует в современной науке относительно недавно и является одной из самых притягательных в теоретическом музыкознании, музыкальной педагогике и психологии. В то же время генетические истоки этой проблемы просматриваются с достаточно далеких времен – ещё в XIX веке этот вопрос изучали – И. Ф. Гербарт, Э. Ганслик, Г. Риман и другие.
В работах В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, В. Н. Холоповой и др., раскрывается культурологический уровень музыкального воображения, в которых смысл музыкального произведения рассматривается через интонации, жанры и стили историко-культурных контекстов эпох.
1.
2. Теоретические основы развития музыкального восприятия младших школьников
1.1 понятие музыкального восприятия
На современном этапе развития научной мысли проблема музыкального восприятия, как одна из значимых в понимании музыкального искусства, предполагает как множественность аспектов рассмотрения, так и комплексный подход к изучению исследуемого феномена. Теоретические аспекты понимания феномена музыкального восприятия заложены в фундаментальных философских эстетических и музыковедческих работах трудах как зарубежных, так и отечественных ученых: (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский и др.) [2, 10]; психологических исследованиях (С.Н. Беляева-Экземплярская, А.А. Готсдинер, Г.Н. Кечхуашвили и др.) [4, 6, 7]; музыкально-педагогических исследованиях (Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдуллин и др.) [1, 3].
Анализ теоретических трудов, посвященных проблеме развития музыкального восприятия, показывает, что исследователями феномен музыкального восприятия рассматривается как процесс, «направленный на постижение тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен» [3, с. 91].
Восприятие имеет огромное значение в жизни человека – это основа ориентации в окружающем мире, в обществе, необходимый компонент общественных отношений, восприятия человека человеком.
1.2 Специфика развития музыкального восприятия младших школьников
Развитие музыкального восприятия обусловливается спецификой той музыкальной деятельности, в которой оно осуществляется. Остановимся на возможностях инструментально-исполнительской деятельности в аспекте развития музыкального восприятия младших школьников. Прежде всего, необходимо отметить, что инструментально-исполнительская деятельность дает возможность младшим школьникам поэкспериментировать с «разнообразным кругом музыкальных интонаций, в том числе с широкими скачками, сопоставлением регистров, с одной интонацией в различном тембровом выражении и т. д.» [1, c. 102].
Кроме того, в процессе инструментально-исполнительской деятельности «появляется возможность проследить зависимость характера звука, его интонационной выразительности от способа звукоизвлечения, динамических, тембровых и звуковысотных возможностей различных инструментов» [9, с. 103].
Следовательно, именно в инструментально-исполнительской деятельности для младших школьников открываются возможности наиболее широко проявить творческий поиск, главным образом в создании учащимися своего личностного «видения», при этом возникают художественные и жизненные ассоциации, сравнения, сопоставления, своего рода «договаривание» мысли композитора.
Во-вторых в процессе собственной инструментально-исполнительской деятельности младший школьник начинает лучше осознавать, что «музыкальный звук, кроме физических характеристик, обладает художественной выразительностью как сущностным свойством. Так, различные звуковые структуры в музыке объединяются общим понятием «музыкально-выразительные средства» [5, с. 96].
Суть инструментально-исполнительской деятельности состоит в построении на основе средств музыкальной выразительности целостной структуры музыкального произведения, более того в достижении «художественной выразительности этой структуры, т. е. яркого воплощения в ней определенного содержания» [1, c. 96].
Кроме того, играя на музыкальных инструментах, младшие школьники приобретают исполнительские навыки, они практически осваивают необходимые знания и умения, у них развивается эмоциональная отзывчивость. На этой базе у учащихся формируется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.
Развитие музыкального восприятия младших школьников также возможно путем включения детей в процесс активного сотворчества и сопереживания чувствам и настроениям композитора, выраженным в произведении. Как известно, деятельностная составляющая основывается на собственном, приобретенном опыте учащегося.
2. Фрагмент урока по развитию музыкального восприятия
в младших классах
Конспект урока музыки
Класс:4
Тема: «Марш, песня, танец - основа музыки»
Тип урока: Урок закрепления музыкального материала.
Вид урока: Интегрированный, комбинированный.
Цель урока: усвоение и расширение учащимися знаний о музыкальных жанрах.
Задачи:
Образовательные:
- продолжение знакомства с музыкальными жанрами, расширение представление о музыкальных жанрах;
-определение на слух, произведение какого жанра исполняется;
- музыкально – ритмические движения в соответствии с жанром, ритмом и характером музыки;
- закрепление знаний об основных составляющих музыки, развитие и совершенствование певческих, вокальных навыков;
- совершенствование ориентации в основных музыкальных характеристиках.
Коррекционные:
- корректировать и развивать зрительное восприятие, память, коррекция крупной и мелкой моторики;
-продолжать развивать речевой аппарат, работа над дикцией на основе песенного репертуара;
- совершенствование работы над координацией, на основе музыкально-ритмических движений;
Заключение
Анализ теоретической основы темы и практическая работа с учащимися позволили сформулировать следующие выводы.
1. Восприятие с точки зрения психологии и педагогики – это сложный и активный процесс, направленный на создание целостного образа, который опирается на жизненный опыт человека и определяет его дальнейшую деятельность в окружающем мире. Одним из видов восприятия как психического процесса является эстетическое восприятие, которое определяется, как способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов, способность различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное. Важным компонентом эстетического восприятия является музыкальное восприятие.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе : пособие для учителя. М. : Просвещение, 1983. 111 с.
2. Абдуллин Э. Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2004. 336 с.
3. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1983. 224 с.
4. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.; Л. : Музыка, 1965. 151 с.
5. Безбородова Л. А., Алиев Ю.Б. .Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учеб. пособие для студ. муз. ф-тов педвузов. М. : Академия, 2002. 416 с.
6. Безбородова Л. А., Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников : учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. М. : Академия, 2001. 368 с.
7. Белобородова В.К. Развитие музыкального восприятия младших школьников // Музыкальное воспитание в школе. М. : Музыка, 1978. Вып. 13. С. 54-66.
8. Вендрова Т. Е. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн // Искусство в школе. 1993. №1. С. 61-64.
9. Зимина А. Н Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста. М. : ВЛАДОС, 2000. 304 с
10. Тагильцева Н. Г. Эстетическое воспитание обучающихся: учебное пособие по дисциплине «Психолого-педагогические основы восприятия детьми искусства» для студентов высших учебных заведений. Екатеринбург, УрГПУ, 2010. 142 с.
11. Тарасов Г. С. Психологические особенности музыкального обучения младших школьников // Музыка в школе. М. : Просвещение, 1983. № 2. С. 12 – 14.