Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В данной работе поднята проблема бытия и субстанции, его составляющей. Б. Спиноза посвятил всю жизнь философской мысли, даже отказавшись от почётного звания преподавателя Гейдельбергского университета, потому что считал, что работа ограничит свободу его мысли. И, конечно, посвятя всю жизнь философии, он не мог не оставить после себя выдающиеся идеи, которые актуальны до сих пор. Он явился первым и единственным среди своих современников представителем пантеизма. Поэтому пантеизм Б. Спинозы – это не какое-то отдельное определение или термин, это целое учение.
Актуальность работы заключается в том, что многие идеи, высказанные Б. Спинозой четыре века назад, совпадают с некоторыми современными представлениями о мироустройстве. Работы Б. Спинозы, действительно, актуальны и по сей день, так как вызывают горячие споры у нынешних философов. Спиноза в своих трудах постарался объединить рационализм и сесуализм и объяснить свою идею. Б. Спиноза явился основоположником принципа действия в философии. Б. Спиноза высказывался по поводу многих идей. Поэтому он является одним из самых противоречивых философов. Если с некоторыми его высказываниями соглашаются, то другие вызывают многочисленные споры.
Объект исследования – философ Б. Спиноза, предмет исследования – философское мировоззрение Б. Спинозы.
Цель: соотнести философские взгляды 17 и 21 веков и найти актуальность в идеях Б. Спинозы.
В XVII веке в Амстердаме, где была относительная веротерпимость, существовала довольно многочисленная еврейская община, к которой и принадлежала семья Спинозы. Еще будучи ребенком, Бенедикт (Барух) Спиноза проявлял незаурядные способности к наукам, в особенности он преуспел в изучении древних языков, в том числе и древнееврейского [3, 8-9]. Спиноза учился в религиозном училище, хорошо знал Талмуд, и на него стали возлагать большие надежды как на будущего богослова — толкователя священных книг иудаизма. Но раввины ошиблись в своих ожиданиях.
Сравнивая между собой различные религиозные верования, Спиноза довольно рано приходит к выводу, что все религии различаются только внешней обрядностью, а по сути они глубоко безнравственны, поскольку люди приписывают антропоморфным богам свои пороки, пытаясь тем самым эти пороки оправдать. Его значительно больше увлекают наука и философия.
За своё свободомыслие Б. Спиноза пострадал и был отлучён еврейской общиной от церкви. Но он продолжал философствовать, писать новые трактаты, живя уединённое и зарабатывая себе на жизнь шлифовкой оптических стёкол.
В мировой философии проработаны идеи Б. Спинозы, многие европейские мыслители высказывались насчёт них. В отечественной философии мысли Б. Спинозы активно встречаются, однако на них делается ссылка, что они принадлежат Б. Спинозе.
1. Рационализм и пантеизм Б. Спинозы
Рационализм и пантеизм Б. Спинозы стоят особняком и в современной философии. Б. Спиноза ассоциируется с философом-отшельником, который жил без семьи и почти что в изоляции. Своё учение Б. Спиноза передал своим ученикам. Стоит отметить, что философскими взглядами Б. Спинозы интересовался и великий математик Лейбниц. Он вел активную научную переписку, в том числе с Бойлем и Гюйгенсом, а также с секретарем Лондонского Королевского общества. Б. Спинозу приглашали читать лекции и на кафедру философии Гейдельбургского университета [1, 32-45].
Последним написанным Б. Спинозой произведением была “Этика”. В нём Б. Спиноза поднял основные проблемы человеческого существования. Человеческое бытие – это, пожалуй, вопрос, проходящий через всю философию Б. Спинозы красной нитью. Б. Спиноза воспользовался геометрическим методом изложения материала. В “Этике” даются определения на все основополагающие статьи понятия. Кроме того, Б. Спиноза доказывает и дефинициями, и аксиомами свои философские взгляды.
Необходимо указать на внешнюю форму данного произведения, которая соответствует канонам математического знания. Ведь именно в математике во времена Спинозы видели гаранта достоверности и строгой доказательности. Но следует различать внешнюю и внутреннюю сторону рассуждений каждого мыслителя. И если внешне метод изложения, применяемый Спинозой, рассудочен и формален, то по сути дела Спиноза высказывает ряд глубоких диалектических идей.
Для Б. Спинозы был важен сам метод изложения материала, т.е. геометрический метод. Многие свои труды он писал, пользуясь таким методом. Также в уникальность Б. Спинозы многие ставят тот факт, что он воплотил в себе и гегелевские традиции, и иудаизм.
О том, как иудаизм сказался на христианстве, а затем европейской атеистической мысли, нужно говорить отдельно. Б. Спиноза – родоначальник новоевропейского рационализма. Одна из ранних работ Б. Спинозы называется «Принципы философии Картезия, изложенные геометрическим методом». Б. Спиноза в отличие от Р. Декарта продвинулся к философскому монизму.
Б. Спиноза считал, что существует единая субстанция – Природа. В единой субстанции Спинозы как бы объединяются достоинства мыслящей и протяженной субстанций Декарта. Бог в таком случае становится активной и творческой стороной самой Природы, а Природа становится равной Богу, потому что она вечная, бесконечная и несотворенная. «Для него, — пишет Гегель, — душа и тело, мышление и бытие, перестают быть особенными, отдельными вещами, существующими каждая сама по себе».
Б. Спиноза возродил пантеизм. Но у пантеизма Б. Спинозы есть некое своеобразие. Д. Бруно, ещё один представитель пантеизма, наделял материю духовностью прямо и непосредственно. Но у Б. Спинозы несколько другое представление о материи. Мышление, по Б. Спинозе, свойственно только людям
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Гейне Г. Собрание сочинений, в 12 т. / Т. 7: К истории религии и философии в Германии. Романтическая школа. Духи стихий / Пер. А. Г. Горнфельда. – М.: Академия, 1958.- 492 с.
2. Ковнер С. Г. Спиноза. Его жизнь и сочинения: очерк. – М.: Либроком, 2010. – 176 с.
3. Майданский А. Д. Реформа логики в работах Р. Декарта и Б. Спинозы // Вопросы философии, - 2017. – Выпуск 4. – с. 8-9.
4. Спиноза Б. Краткий трактат о боге, человеке и его блаженстве. – М.: Мир книги, 2015. – 207 с.
5. Спиноза Б. Об усовершенствовании разума: сочинения. – М.: Харьков, 2015. – 111 с.