Фрагмент для ознакомления
2
Введение
По сравнению со многими науками, психолингвистика является относительно молодой отраслью знания, поэтому многие ученые говорят, что до сих пор нет единства даже в вопросе самоопределения: вместе с термином психолингвистика используется термин «лингвопсихология» (Зимняя И.А., 2001) и психология речи (Ушакова Т.Н. 1989). Эти термины используются как синонимы психолингвистики.
Нет единства во мнениях по предмету и объекту психолингвистики. Это особенно заметно, когда мы сравниваем направления западной психолингвистики с российскими. Даже то, что на Западе психолингвистикой занимаются в основном психологи, в России - лингвисты. В России психолингвистику издавна называют «теорией речевой деятельности». Однако, несмотря на это разнообразие, есть общие черты, которые позволяют выделить психолингвистику как особую область знаний. Слово «психолингвистика» впервые употребил американский психолог Н. Пронко в большой статье, опубликованной в 1946 г. под названием «Язык и психолингвистика». Однако лишь в 1953 г. в г. Блумингтоне, штат Индиана, состоялся межуниверситетский исследовательский семинар, организованный известными американскими психологами Дж. Кэроллом и Ч. Осгудом, а также известным лингвистом и этнографом Т. Сибеоком, на котором это слово получило точное содержание и стало обозначать не добрые намерения отдельных авторов объединить под общим флагом языкознание и психологию, а сложившуюся научную теорию, которую в Америке считают отдельной наукой. Так появилось психологическое направление в науке о языке. В 50-х годах XX века образовалась новая пограничная с языкознанием наука - психолингвистика.
Психолингвистика возникла в контексте необходимости теоретического осмысления ряда практических проблем, для решения которых чисто лингвистический подход, связанный в первую очередь с анализом текста, а не говорящего, оказался недостаточным. Например, при обучении родному языку и особенно иностранному языку; в области языковой подготовки дошкольников и логопеда; в проблемах языкового воздействия; в судебной психологии и криминалистике. Кроме того, психолингвистика нужна, например, для распознавания людей по особенностям их речи, для решения задач машинного перевода, для речевого ввода информации в компьютер, и, соответственно, эта наука тесно связана с информатикой.
Именно эти прикладные проблемы послужили прямым толчком к возникновению психолингвистики и ее выделению в самостоятельное научное направление.
Психолингвистика как наука
Термин «психолингвистика» был впервые употреблен в США в 1946г., но вошел в научный обиход лишь в 1953 г., когда, получив определенное содержание, он стал обозначать формировавшуюся новую научную теорию. Термин состоит из двух частей: психо – общая часть со словом психология (греч. psyche – душа) и лингвистика (лат. langua – язык) .
Психолингвистику нельзя рассматривать отдельно как лингвистику и как психологию. Это сложная наука, которая относится к языковым дисциплинам, поскольку она изучает язык, и к психологическим дисциплинам, поскольку она изучает его в одном аспекте - как физический феномен. А поскольку язык - это система знаков, психолингвистика также является одной из дисциплин, связанных с социальной коммуникацией, включая оформление и передачу знаний.
Существует несколько определений психолингвистики:
1. Психолингвистика – это наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка.
2. Психолингвистика изучает те процессы, в которых интенции (речевые намерения) говорящих преобразуются в сигналы принятого в данной культуре кода и эти сигналы преобразуются в интенции слушающих. Психолингвистика имеет дело с процессами кодирования и декодирования, поскольку они соотносят состояние сообщений с состоянием участников коммуникации (Ч. Осгуд).
Психолингвистика имеет три системные области:
1) производство речи
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М, 1977;
2. Леонтьев А.А. Психолингвистика // Тенденции развития психологической науки. М., 1989;
3. Леонтьев А. А. «Основы психолингвистики». — М., 1997
4. Основы психолингвистики и социолингвистики // Бабкина Е.С., Семенова И.В. – Хабаровск - электронный ресурс: https://ru.convdocs.org/docs/index-217802.html;
5. Психолингвистика как наука, изучающая речевую деятельность – электронный ресурс: http://www.tinlib.ru/jazykoznanie/psiholingvistika_teorija_rechevoi_dejatelnosti/p2.php;
6. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989.