Фрагмент для ознакомления
2
1. Буданцев, Д. В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций [Электронный ресурс]/ / Д. В. Буданцев // Молодой ученый. – 2020. – № 27 (317). – С. 120-127. – URL: https://moluch.ru/archive/317/72477/ (дата обращения: 15.03.2021).
Статья представляет собой краткий обзор публикаций на тему цифровизации образования за последние 4,5 года (с 2016 по 2020). Обзор включает в себя наукометрический анализ статей и публикаций, систематизацию данных, сравнение полученной информации, выявление новых решений, а также тенденций их развития в конкретной области; подбор свежих литературных источников по исследуемому вопросу, объективный обзор перспективы будущих исследований. Ключевые слова: обзор на цифровизацию образования, народное образование, цифровая компетентность, образование, цифровизация, цифровизация образования, цифровая образовательная среда, цифровое образование.
2. Бужинская, Н.В. Организация онлайн-взаимодействия участников учебного процесса в условиях цифровой образовательной среды [Электронный ресурс]/ Н.В. Бужинская, Е.С. Васева, Н.В. Шубина // Известия ВГПУ. 2019. №8 (141). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-onlayn-vzaimodeystviya-uchastnikov-uchebnogo-protsessa-v-usloviyah-tsifrovoy-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 15.03.2021).
Рассматриваются возможности организации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса. Предложена модель сетевого взаимодействия, отражающая основные этапы подготовки и реализации, условия исполнения, планируемые результаты, координационные связи составляющих модели. Описанная модель успешно реализована при подготовке и проведении международного конкурса компьютерной графики. Ключевые слова: совместная деятельность, сетевое взаимодействие, онлайн-взаимодействие, цифровая образовательная среда, участник образовательного процесса, конкурс.
3. Вайндорф-Сысоева М.Е. Риск возникновения конфликтных ситуаций при организации взаимодействия участников учебного процесса в цифровой образовательной среде [Электронный ресурс]/ М.Е. Вайндорф-Сысоева, Е.В, Панькина // Электронный журнал Современная зарубежная психология 2020. Том 9. № 3. С. 79—86. URL: https:// doi.org/10.17759/jmfp.2020090307 (дата обращения: 15.03.2021).
События последних месяцев, связанные с пандемией, способствовали стремительному переходу на дистанционное обучение. Несмотря на имеющиеся исследования в области электронного обучения, проблема конфликтов, возникающих у участников учебного процесса в цифровой образовательной среде изучена недостаточно. В статье рассматриваются основные модели взаимодействия участников учебного процесса в цифровой образовательной среде, а также их особенности. Утверждается, что особенности личности, особенности социальной ситуации, уровень ИКТ-компетентности обучающего и обучающегося способны приводить к возникновению конфликтов в электронной информационно-образовательной среде. Особенности коммуникации и технические особенности самой электронной информационно-образовательной среды также могут провоцировать появление конфликтов. Прогнозирование и учет этих особенностей при проектировании электронных учебных курсов и организации взаимодействия способен приводить к снижению риска возникновения конфликтных ситуаций между участниками процесса обучения. Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда , цифровая образовательная среда, конфликты, личностные особенности, электронный учебный курс, ИКТ-компетентность педагога
4. Ивашкова, И.А. Проблема цифровизации образовательного процесса в профессиональной образовательной организации [Электронный ресурс]/ И.А. Ивашкова, 26.03.2018 URL: https://www.informio.ru/publications/id4026/ Problema-cifrovizacii-obrazovatelnogo-processa-v-professionalnoi-obrazovatelnoi-organizacii (дата обращения: 15.03.2021).
В статье рассмотрена проблема цифровизации образовательного процесса в профессиональном образовании, проанализирована проблема внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс. Ключевые слова: цифрофизация, профессиональное образование, информационно-коммуникативные технологии, информационная среда в профессиональной образовательной организации.
5. Кукушкина, А. С. Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях информатизации и функционирования образовательных организаций в комплексах [Электронный ресурс]/ А. С. Кукушкина // Молодой ученый. – 2016. – № 27 (131). – С. 685-689. – URL: https://moluch.ru/archive/131/36263/ (дата обращения: 15.03.2021).
В статье рассмотрены основные принципы взаимодействия между участниками образовательного процесса больших комплексов по трем типам: «административное взаимодействие», взаимодействие «администрация — учитель», «учитель - ученик - родитель», а также освещены вопросы создания единой информационной среды образовательной организации. Ключевые слова: взаимодействие, информатизация, информационно-образовательная среда, образовательный комплекс
6. Куркина, Н.Р. Цифровая образовательная среда как инструмент повышения эффективности управления образовательной организацией [Электронный ресурс]/ Н.Р. Куркина, Л.В Стародубцева [Электронный ресурс]/ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. - №11. – Ч.1. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37795 (дата обращения: 15.03.2021).
Современные цифровые технологии являются эффективным средством коммуникации, инструментом развития цифрового образовательного пространства, содействуют сотрудничеству и творчеству, формированию компетенций, необходимых для жизни в оцифрованном мире. Целью исследования является изучение возможностей цифровой образовательной среды как инструмента повышения эффективности управления образовательной организацией. Материалы и методы: методологической основой исследования является идея средового подхода. Основными методами выбраны теоретический анализ литературы и интернет-контента по вопросам цифровой образовательной среды, обобщение опыта использования цифровой образовательной среды в управлении образовательной организацией. Результаты исследования: цифровая образовательная среда является значимым фактором, определяющим успешную реализацию основной образовательной программы любого уровня образования. Информационно-образовательная среда нами рассмотрена как важный инструмент управления образовательными информационными и коммуникационными технологиями в образовательной организации, обеспечивающий гибкость, мобильность и удобство работы для всех участников образовательного процесса. Заключение: развитие цифровой образовательной среды образовательной организации обеспечит модернизацию педагогического процесса, формирование у обучающихся необходимого уровня цифровой грамотности, внедрение в педагогическую практику технологий электронного обучения, модели смешанного обучения, автоматизацию и повышение эффективности процессов управления