Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня большое внимание уделяется вопросу подготовки детей к школе. Большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простые задачи, обладают обширными знаниями и представлениями об окружающей среде. Несмотря на все эти достижения, многим детям трудно учиться в школе. Часто они невнимательны в классе, не выполняют задания учителя, им трудно работать самостоятельно, договариваться с другими детьми, и, что наиболее важно, отсутствует или снижается интерес к учебе. Первоклассники обладают большим объемом знаний и навыков, но не готовы к учебной деятельности.
Формирование учебных навыков становится очень важным в дошкольном образовании. Федеральный государственный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся» [10, c.5].
Вместе с тем исследования специалистов по дошкольному обучению показали, что формирование учебных навыков начинается в дошкольном возрасте (Кравцова Е.Е., Ульенкова У.В., Усова А.П. и др.). Чтобы правильно и эффективно организовать работу по формированию у дошкольников учебных навыков, важно иметь представление о том, что является учебной деятельностью, как одной из ведущих видов деятельности в школе.
Целью нашей работы является изучение особенностей формирования учебных навыков у дошкольников старшего возраста. Для достижения поставленной цели мы выделили следующие задачи:
1. изучить понятие учебной деятельности;
2. выделить учебные навыки, характерные для учебной деятельности;
3. изучить особенности формирования универсальных учебных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Учебная деятельность и ее структура
В настоящее время все больше внимания уделяется проблеме формирования навыков учебной деятельности детей дошкольного возраста. Рассмотрим понятие учебная деятельность и ее содержание.
Учебная деятельность - это первый тип обучения, направленный прямо и непосредственно на овладение знаниями и навыками. Учебная деятельность не является игрой, а формируется под прямым педагогическим воздействием. Практика показывает, что дошкольников нужно обучать, чтобы они могли усвоить информацию и овладеть навыками, необходимыми для их правильного развития на данном этапе и подготовиться к школе. Учебная деятельность требует особого психологического настроя ребенка. Больше, чем любой другой вид деятельности, она основана на развитии у ребенка познавательного отношения к действительности.
Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно в психолого-педагогической литературе. Иногда она рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность - это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Д.Б. Эльконин дает следующее определение данному понятию: «Учебная деятельность» - это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, ими могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования» [11].
Согласно Т.В. Габай, «учебная деятельность» - это деятельность преднамеренно направленная на приобретение опыта одним из ее участников. Обеспечивая познание, она дает его в качестве прямого или главного продукта [2].
И.А. Зимняя считает, что «учебная деятельность» - это деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку [5].
Чтобы освоить какой-либо вид деятельности (игровую, учебную и т.д.) на предыдущем этапе развития, необходимо создать определенные условия, позволяющие ребенку без особого труда приступить к этой деятельности. Требования к учебной деятельности можно разделить на две основные группы:
1) Психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимание, память, наглядно-образное, логическое мышление, воображение, произвольность психических процессов; способность усваивать и применять общие приемы действий, самостоятельно находить способы решения новых задач и т. д.);
2) Коммуникативный или психосоциальный (способность слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и комментариям, понимать и принимать педагогическую задачу, свободно владеть инструментами вербального общения, выполнять целенаправленные и последовательные педагогические и контрольные действия и оценку)[4].
Анализ, проведенный в исследованиях Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, показал, что учебная деятельность имеет специфическую структуру, включающую:
учебная задача (или ситуация), т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебная задача предполагает формирование навыка учиться;
2. учебные действия представляют собой действия, с помощью которых усваивается учебная задача, т.е. все то, что ученик делает на уроке (рациональные способы заучивания, оперирование научными понятиями, способы действия с числами и т.д.);
3. контроль - действие, с помощью которого ребенок соотносит свои учебные действия и их результаты с заданными образцами;
4. оценка фиксирует соответствие или несоответствие результатов усвоения требованиям учебной ситуации. На первых порах оценку дает в основном педагог, поскольку он организует и контроль, но по мере формирования у детей самоконтроля функция оценки переходит к ним.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Богданова, О. Характеристика учебной деятельности дошкольника / О. Богданова. [Электронный ресурс] Режим доступа: - http://prodetsad.spb.ru/iz_dostovernyih_istochnikov_o_razvitii_vospitanii_obuchen;
2) Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства. / Т. В. Габай. – М.: МГУ, 2007. – 256 с.;
3) Гонина, О. Психология дошкольного возраста. Учебник и практикум / О. Гонина. - М.: Юрайт, 2015. - 466с., c. 178;
4) Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996;
5) Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. –М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.;
6) Особенности развития учебных навыков у детей дошкольного возраста. Электронный ресурс: Режим доступа: - https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=26567;
7) Павлова Ю.А. Психолого-педагогические условия формирования умений и навыков. М., 2008.;
8) Психологические предпосылки формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте. Электронный ресурс: Режим доступа: - http://studopedia.ru/11_44835_psihologicheskie-predposilki-formirovaniya-uchebnoy-deyatelnosti-v-doshkolnom-vozraste.html;
9) Усова, А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с.;
10) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);
11) Эльконин, Д. Б. О структуре учебной деятельности: Проблемы возрастной и педагогической психологии / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Междунар. пед. академия,1995. – 416 с.