Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Почти во всех современных компаниях занимаются описанием бизнес-процессов, разрабатывают и утверждают нормативные документы на их основе. Но далеко не каждый регламент действительно внедряется в реальную практику и постоянно используется. В связи с этим представляется актуальным рассмотреть основные аспекты стандартизации и регламентации бизнес-процессов.
Цель курсовой работы – анализ основных концепций улучшения бизнес-процессов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие концепции управления бизнес-процессами,
- рассмотреть процессный подход к оптимизации бизнес-процессов,
- определить сущность стандартизации бизнес-процессов.
Предмет исследования – подходы к оптимизации бизнес-процессов.
Объект исследования – бизнес-процессы организации.
Методология исследования: методы анализа и синтеза, методы сравнительного анализа, моделирования, наблюдения.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена тремя частями, заключением, списком использованных источников.
1. Понятие концепции управления бизнес-процессами
Бизнес-процессы - это взаимосвязанные между собой задачи и операции, в результате которых предприятие получает определенное количество прибыли. Соответственно, управление бизнес-процессами — это система методов, благодаря которой повышается эффективность организации. Эта система состоит из трех частей (рис.1):
Рис.1 – Система бизнес-процесса
В бизнес-процессах «на входе» определяются один или более видов ресурсов, нужных для реализации БП, а «на выходе» создаются продукт или услуга, представляющие ценность для потребителя. Процессно-ориентированные организации стараются устранять барьеры и задержки, возникающие на стыке двух подразделений при выполнении одного бизнес-процесса .
БП может быть декомпозирован на несколько подпроцессов, которые имеют собственные атрибуты, однако также направлены на достижение цели основного бизнес-процесса. Анализ БП обычно включает составление карты бизнес-процесса и его подпроцессов.
Выделяют модели БП верхнего уровня (общие) и детализированные. Способ и уровень детализации описания БП (а соответственно, работы) зависят от конкретной прикладной задачи .
В России для моделирования и анализа бизнес-процессов достаточно широко используются следующие средства моделирования: Rational Rose, Oracle Designer, AllFusion Process Modeler (BPWin) и AllFusion ERwin Data Modeler (ERWin), ARIS, Power Designer. За рубежом, помимо упомянутых, активно используются такие средства как System Architect, Ithink Analyst, ReThink и др.
2. Подходы у оптимизации бизнес-процессами
Структурно-функциональный подход - один из наиболее часто встречающихся в практике. Центральным элементом бизнес-системы являются бизнес-процессы.
Функциональная модель строится на предпосылке, что работники обладают невысокой квалификацией, поэтому предлагаемые им задачи должны быть очень простыми.
Функциональная модель предполагает разбиение на простейшие задания, исполняемые по конвейерной схеме с четко регламентированными маршрутами, как правило, в рамках структурных подразделений предприятия.
Отсюда и следуют основные принципы функционального управления:
• иерархические организационные структуры;
• конвейерные технологии;
• управление по структурным элементам (подразделениям);
• взаимодействие через структурные элементы более высокого уровня и т. п.
Главными недостатками функционального подхода являются следующие:
• сложность увязывания простейших задач в технологию, производящую реальный товар или услугу;
• отсутствие целостного описания такой технологии; • отсутствие ответственного за конечный результат;
• высокие затраты на бесполезную работу: согласование, взаимодействие, контроль и т.п.;
• отсутствие ориентации на клиента.
Узлы структурных карт соответствуют функциональным компонентам (ФК) бизнес-процесса, ребра изображают межкомпонентные вызовы.
При построении структурных карт увязывание функциональных компонентов осуществляется с использованием ребер, демонстрирующих типы вызовов (последовательный, параллельный, условный и циклический).
Современный бизнес осуществляется в высоко динамичных условиях и сопряжен с процессами постоянной адаптации к новым условиям и факторам влияния. Перед управленцами стоит сложная задача: выбрать именно такой управленческий подход, посредством которого можно было бы добиваться поставленных целей и задач, обеспечивать развитие бизнеса в долгосрочной перспективы и с заданными параметрами.
Именно поэтому теоретики и практики менеджмента формируют новые представления о подходах к управлению компанией, одним из которых является процессный подход. На протяжении нескольких десятилетий он доказывает свою состоятельность и эффективность в разных компаниях и форматах бизнеса.
Данный подход был разработан известным теоретиком и практиком менеджмента А.Файолем. Его суть составляет понимание «процесса как целенаправленной совокупности взаимосвязанных видов деятельности, осуществляемых для получения заранее определенного продукта, результата или услуги, представляющих ценность для потребителя» [2].
Таким образом, весь бизнес – это совокупность процессов, которые имеют различную функциональную направленность и образуют цепочки действия субъектов управления относительно объектов управления. Цель применения процессного подхода – образование горизонтальных связей в компании между работниками, находящимися в одной иерархии. Его применение позволяет «организовывать работу специалистов по решению одной задачи автономно от руководящего звена и без его активного привлечения, что также повышает результативность и эффективность» [1].
Реализация процессного подхода осуществляется на основе нескольких принципов:
- восприятие всех видов деятельности как процесса, что подразумевает целостное понимание всего того, что происходит в организации как единого развивающегося организма, насыщенного разными процессами, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены;
- востребованность процесса – любое действие в рамках реализации процесса имеет определенную цель и конечный результат. Весь процесс должен быть направлен только на оптимизацию деятельности компании и достижение ее целей и задач. Более того, у каждого процесса есть Заказчик, который формирует представление о конечном результате и показателях эффективности, производит эту оценку;
- документирование процессов – каждый процесс должен быть описан с точки зрения детализации мероприятий, оценки промежуточных и итоговых результатов, включения иных параметрических характеристик. Это позволяет в дальнейшем эффективно выявлять недостатки процессов и оптимизировать их, формировать универсальную технологию организации процесса, проводить обучение персонала, вовлеченного в процесс на конкретных стандартах;
- контроль за исполнение процесса – осуществление постоянного контроля за всеми операциями и действиями, осуществляемыми в процессе позволяет своевременно выявлять отклонения и производить корректировку процессов, обнаруживать проблемные места и слабые звенья;
- стандартизация – разработка стандартов и регламентов, определяющих все нюансы процессов и функции, задачи и ответственность каждого участника, что исключает риск возникновения ошибок;
- принцип ответственности – все участники процесса несут ответственность за его результат и эффективность.
Соблюдение вышеуказанных принципов является залогом обеспечения эффективности реализации процессного подхода и снижения возможности наступления отклонений и не достижения запланированного результата.
Процессный подход определяет особое системное понимание бизнеса (рис. 2):
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вендров, А.Н. Практикум по проектированию программного обеспечения экономических информационных систем : учеб. пособие для вузов / А.Н. Вендров. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 192 с.
2. Гришко Л.А., Серая Н.Н. Процессный подход в современной практике управления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №7 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsessnyy-podhod-v-sovremennoy-praktike-upravleniya (дата обращения: 17.04.2020).
3. Громов А. И. Управление бизнес-процессами: современные методы, монография/А. И. Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт. — Люберцы: Юрайт, 2016
4. Джестон, Д. Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов / Д. Джестон, Й. Нелис. — М.: Символ, 2015. — 512 c.
5. Дрогобыцкий, И.Н. Системный анализ в экономике : учеб. пособие / И.Н. Дрогобыцкий. – М. : Финансы и статистика, 2017. – 512 c.
6. Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы : Регламентация и управление / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. – М. : ИНФРА-М, 2016. – 319 с.
7. Калянов, Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов : учеб. пособие для вузов / Г.Н. Калянов. – М. : Финансы и статистика, 2016. – 240 с.
8. Ивлев В., Ивлев К., Попова Т. Что такое функционально-стоимостной анализ? // http://www.user.cityline.ru/~anatech
9. Ковалев С.М. Описание бизнес-процессов – к вершинам мастерства // Консультант директора. – 2004. - №10.
10. Костров, А.В. Уроки информационного менеджмента. Практикум : учеб. пособие / А.В. Костров, Д.В. Александров. – М. : Финансы и статистика, 2015. – 304 c.
11. Маклаков, С.В. Моделирование бизнес-процессов с AllFusion Process Modeler (BPwin 4.1) / С.В. Маклаков. – М. : ДИАЛОГ-МИФИ, 2004. – 240 с.
12. Методы и модели информационного менеджмента : учеб. пособие / Д.В. Александров, А.В. Костров, Р.И. Макаров, Е.Р. Хорошева ; под ред. А.В. Кострова. – М. : Финансы и статистика, 2007. - 336 с.
13. Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин, В.Г. Елиферов. – 5-е изд. – М. : РИА «Стандарты и качество», 2007. – 408 с.
14. Сорвина О.О. Теоретико-множественное представление бизнес-процессов как иснтрумент повышение эффеетивности и структурно-функционального моделирования // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки . 2019. №2-1
15. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. — М.: Контроллинг, 1991, С.36
16. Управление бизнес-процессами внутри предприятия / А. С. Селиверстов, В. В. Постнов, Д. Ю. Уткин [и др.]. — Текст : непосредственный, электронный // Экономическая наука и практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14018/ (дата обращения: 28.04.2020).
17. Федотова, Д.Э. Case-технологии: практикум / Д.Э.Федотова, Ю.Д. Семенов, К.Н. Чижик. – М. : Горячая линия-Телеком, 2003. – 160 с.
18. Черемных, С.В. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум / С.В. Черемных, И.О. Семенов, В.С. Ручкин. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 192 c.
19. Черемных, С.В. Структурный анализ систем: IDEF-технологии / С.В. Черемных, И.О. Семенов, В.С. Ручкин. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 208 c.
20. Чукарин, А. В. Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении современной инфокоммуникационной компанией / А. В. Чукарин. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 512 c.
21. Ширяев, В. И. Управление бизнес-процессами: Учебно-методическое пособие / В. И. Ширяев, Е. В. Ширяев. — М.: Финансы и статистика, 2014. — 464 c.