Фрагмент для ознакомления
2
Вариант 10.
1) Понятие и виды систематизации нормативных актов. Факторы и причины, обуславливающие необходимость проведения систематизации нормативно-правовых актов.
Систематизация законодательства представляет собой процесс приведения в порядок законодательства, с целью достижения согласованности и взаимосвязанности отраслей права. При помощи систематизации проводится отчет о действующих нормативных актах.
Понятие систематизации законодательства неразрывно связано с понятием система права, под которой следует понимать систему сгруппированных нормативно-правовых актов, отличающихся согласованностью и единством, обладающих различной силой, целью которых является необходимость решения государственных и общественных задач.
Систематизация и система законодательства взаимосвязаны, так как система является результатом систематизации.
Цель проведения систематизации заключается в том, что с помощью нее происходит облегчение использования законодательства и его эффективного изменения в будущем. Процесс систематизации осуществляется при помощи отраслей права.
В теории государства и права выделяют следующие виды систематизации:
- инкорпорация;
- кодификация;
- консолидация.
Рассмотрим каждую из них более подробно.
Инкорпорация представляет собой один из видов систематизации, представляющий проведение в порядок законодательства, при этом не затрагиваются содержание инкорпорированных актов, а также не учитываются отрасли права, существующие объективно.
Представленная процедура является низшей формой систематизации, которая происходит как во временном порядке, так и по отраслям права. При помощи этой процедуры акты объединяются в единые сборники в конкретном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном. Акты, подлежащие инкорпорации, не могут быть изменены.
Основная цель, стоящая перед инкорпорацией, состоит в том, что акты должны быть расположены в конкретном порядке с целью удобства в пользовании индивидов.
В теории государства и права выделяют следующие разновидности инкорпорации: официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.
Следующий вид систематизации – это кодификация, представляющая собой высший уровень систематизации. Проводится она по отраслям права. Создание новых кодексов способствует обновлению законодательства.
Кодификация представляет собой определенную деятельность уполномоченных законодательных органов, задача которой состоит в том, чтобы создать новый акт, призванный регулировать возникшие правоотношения.
2) Действие нормативных актов во времени, в пространстве, по кругу лиц. Приведите примеры.
В теории государства и права с целью разрешения дел в суде большое значение имеют пределы действия законодательных актов во времени, в пространстве и по кругу субъектов.
Действие законодательного акта во времени осуществляется с целью определения начала и окончания действий этого акта.
Закрепляется несколько видов вступления законодательных актов в действие:
- при закреплении в законодательном акте или в специальном акте момента начала и окончания действия акта;
- с принятием законодательного акта;
- при подписании акта;
- при опубликовании законодательного акта в соответствующих источниках;
- при регистрации акта;
- при окончании времени после опубликования законодательного акта в официальных источниках.
В законодательстве закреплено право о том, что закон обратной силы не имеет. Представленное правило означает, что действие законодательной нормы применяется только к отношениям, возникшим после вступления его в силу. Законодательство могут быть предусмотрены и исключения из этого правила, а также вышеуказанное правило не распространяется на возникшие после принятия акта отношения, в случае если уменьшает или же исключает ответственность лица.
Противоположная ситуация состоит в том, что если законодательный акт, закрепляет или увеличивает ответственность, то данная норма не применяется к возникшим правоотношениям.
Законодательный акт прекращает свое действие после истечения срока, на который он был принят, если это было закреплено в нем или отдельным законодательным актом. Также акт прекращает действие с принятием нового, который регулирует аналогичные правоотношения и отменяет предыдущий акт.
Действие акта в пространстве означает, что законодательный акт распространяется на определенную территорию. Согласно общему правилу, акт распространяется на то пространство, которое обозначено деятельностью органа, учредившего акт. Так, если акт принят органами государственной власти на уровне федерации, то он регулирует общественные отношение на всем пространстве РФ. Но в акте могут быть обозначены границы действия акта. Законодательные акты, учрежденные региональным органами, действуют только в пределах границ данного региона.
Действие законодательного акта по кругу лиц предполагает, что учрежденный акт распространяется на конкретных лиц, группы лиц или всех без исключения граждан. Так, по общему правилу, акты действуют в отношении всех субъектов права, которые расположены в границах действия законодательного акта. Однако действие акта может распространяться на конкретную категорию граждан, например, военных пенсионеров, вынужденных переселенцев, беженцев и т.д. Также законодательство предусматривает действие акта на группу лиц. Так, действие норм уголовного и административного права не относится к гражданам иных государств, которые обладают дипломатическим иммунитетом .
3) Социальная ответственность: понятие, виды.
В современном понимании социальная ответственность — это выбираемый обществом или государством процесс принуждения в виде избрания вида и размера применяемых карательных санкций к конкретному лицу за нарушение им общественных и нормативных правил поведения. Вид и размер санкций применяется в зависимости от множества факторов: степени причиненного вреда, обстоятельств происшедшего, поведения личности до, в момент и после правонарушения, степени его виновности, времени и места происшествия, действующих в обществе традиций и т.д.
Главными чертами или принципами социальной ответственности являются ее соразмерность, индивидуализированный характер и, по возможности, неотвратимость наступления.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020) // "Парламентская газета", N 2-5, 05.01.2002.
2. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" // "Российская газета", N 111, 15.06.1994.
3. Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 29.05.2017) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" // "Российская газета", N 99, 28.05.1996.
4. Долгополов П.С. Понятие и виды систематизации законодательства // СПС «КонсультантПлюс». 2021.
5. Колобова С.В., Сергеенко Ю.С. Трудовое право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2018. 404 с.
6. Мирошников Е.В., Колесникова Н.С. Систематизация законодательства: понятие, значение, цели и задачи // Журнал The Scientific Heritage. № 58. 2021. С.64-68.
7. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. 330 с.
8. Халиков А.Н. Социальная и правовая ответственность человека // Журнал Lex Russica. № 8. 2015. С. 26-35.