Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Россия представляет собой федеративное государство, в состав которого входит 85 субъектов. Одним из них является Чеченская Республика. Невозможно представить себе комплексное развитие страны без развития ее регионов.
Развитие Чеченской Республики является одним из наиболее приоритетных направлений в развитии Северо-Кавказского федерального округа. Именно поэтому государство создает программы комплексного развития Чеченской Республики на период до 2025 года.
Таким образом, можно сделать вывод, что выбранная тема работы является очень актуальной.
Целью написания работы является определение стратегических направлений развития региона.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы планирования стратегического развития региона.
2. Провести анализ показателей.
Объектом исследования является регион Российской Федерации – Чеченская Республика.
Предметом исследования являются стратегическое развитие региона.
Методами исследования является анализ основных социально-экономических показателей региона в рамках реализуемой региональной политики, а также оценка эффективности предложенных путей совершенствования социально-экономического развития Чеченской Республики.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
1. Теоретические основы планирования стратегического развития региона
1.1. Понятие развития региона
Развитие современной России нельзя представить себе без комплексного развития ее регионов, которое строится на социально – ориентированной рыночной экономике. Именно поэтому, говоря о развитии какого-либо субъекта, необходимо, прежде всего, рассматривать социально – экономическое развитие.
Перед государством беспрерывно стоит проблема решения различного рода социальных проблем населения, и именно их решение является одним из важнейших факторов стабильного социально-экономического развития регионов. Социальная сфера, безусловно, является наиболее важной сферой, на которую направлено государственное регулирование региональных территорий. Ведь именно социальная сфера является базой для устойчивого создания условий для воспроизводства населения, берущее за основу удовлетворение всех социальных потребностей.
Стоит сказать, какие именно сферы жизни общества входят в состав социальной сферы. К ним относится, в первую очередь, сфера услуг, а именно образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение населения, физическая культура, коммунальное обслуживание, транспорт и связь.
Нельзя не согласиться с тем фактом, что для каждой страны, в том числе для России, необходимо не отступаться от курса рыночной экономики, ориентированному на социальную сферу. Социальный аспект экономики всегда оказывал огромное влияние на развитие экономики страны, так как нельзя не учесть тот факт, что каждый экономический процесс неотрывно связан с социальной сферой. Социальная ориентация означает подчинение производства потребителю, удовлетворение массовых потребностей населения.
Рассматривая социально-экономическое развитие региона, нельзя не дать определение понятия «регион», чтобы иметь четко выраженное представление, в отношении какой единицы рассматривается политика государства.
«Регион в Российской Федерации – это часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально – экономических, национально – культурных и иных условий» .
Социально-экономическое развитие региона – это также и прогрессивное изменение в структуре региона, что характеризуется, в первую очередь, изменением душевого значения валового регионального продукта. Рассмотренное понятие трактуется учеными, как реализуемая регионами социально-экономическая политика. Данная трактовка рассматривается также как важнейшее направление государства, имеющее в основе стратегию и обеспечивающее повышение конкурентоспособности экономики страны за счет развития регионов .
Современные трактовки социально-экономического развития регионов рассматриваются в качестве направления на, во-первых, обеспечение сбалансированного и устойчивого развития каждого региона Российской Федерации, во-вторых, на сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов, а также качестве жизни. Непосредственно социально-экономическое развитие может быть рассмотрено, как некий процесс трансформации, изменения наиболее глубинных аспектов экономики, в частности социальной системы, которые относятся к конкретным регионам.
Развитие регионов, характеризующихся в настоящее время значительными диспропорциями и различиями в социально-экономическом развитии, является важнейшей составляющей социально-экономического развития Российской Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/
2. Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/
3. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 N 588 (ред. от 16.04.2020) «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103481/
4. Государственное и муниципальное управление / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и Ко, 2019. - 556 c.
5. Игнатов В.Г. Менеджмент в органах власти: учеб.пособ. – Ростов-на-Дону.: Март, 2019. – 318 с.
6. Козьева И. Л., Кузъбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика: учебник. – М.: КНОРУС, 2018. – 346 с.
7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://chechenstat.gks.ru/ofstatistics