Фрагмент для ознакомления
2
1 Этика бизнеса: экономическая, правовая, этическая и добровольная социальные виды ответственности (модель А. Кэррола)
Профессиональная этика и мораль возникают в ходе трудовой практики представителей конкретной профессии.
Наличие социально оформленной профессиональной морали является характеристикой гуманистической зрелости профессий. В этом отношении профессионализм как высшая степень мастерства и цельности личности является в то же время и выражением общей культуры профессионала .
Совершенствование профессиональной деятельности специалиста — это не только совершенствование орудий труда и профессиональных знаний и навыков, но и одновременно повышение моральной, гуманитарной, нравственной культуры профессионала. Именно поэтому отношение профессионала к своему делу, к коллегам является выражением меры его моральной социализации.
Общим нравственным принципом профессионального общения является категорический императив И. Канта, который гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства».
Фундамент профессионального общения – это координация и гармонизация интересов участвующих сторон.
Такое общение должно осуществляться средствами этики для морально оправданных целей. Поэтому важно, чтобы такое общение проверялось рефлексией этики. Сделать тот или иной выбор подчас очень сложно. В настоящее время рыночные отношения представляют все больше и больше свободы выбора, увеличивают число вариантов решений, инициируется общность моральных дилемм.
Социальная ответственность означает способность организации или предприятия оценить последствия своей деятельности для устойчивого социального развития общества.
Аспекты:
1) Экономический - аспекты социальной ответственности. Выплата достойной заработной платы, создание рабочих мест, обеспечение условий труда, обучение работников, производство качественного товара, вклад в развитие персонала, добровольное пенсионное обеспечение.
2) Экологический- Компенсация вреда, причиненного окружающей среде, долю используемого вторичного сырья, энергосбережение, снижение выбросов парниковых газов, контроль выброса загрязняющих веществ в атмосферу, рациональное использование пресной воды, инициативы по смягчению воздействия продукции и услуг на окружающую среду и масштаб смягчения воздействия.
3) Политический. Соответствие стратегии и политике государства
4) Социальный - медицинским страхованием, уровнем травматизма на производстве, случаями дискриминации, взаимодействием с органами власти в области общественно значимых задач (социально-экономического развития территории присутствия организации) и др.
Модель пирамиды КСО А. Керолла основана на соподчинении экономического, правового, этического и филантропического «уровней» социальной ответственности.
«Бизнес должен не только приносить доход акционерам, но и пользу обществу в целом» .
Соблюдение этики и социальной ответственности бизнеса взаимосвязано с комлиментарностью в организации. В корпоративной этике и корпоративной социальной ответственности выдвигают новые требования совершенствования корпоративного управления.
Умный бизнес ориентирован на расширения и укрупнения. В этом процессе передаточным устройством выступает корпоративная форма организации бизнеса. С помощью корпораций денежные средства многих физических и юридических лиц аккумулируется в одном место, и используются в нужное направление. Международная экономическая практика подтверждает, что цель деятельности корпорации, это – повышение благосостояния собственников (акционеров), иными словами повышение стоимости бизнеса. Исходя из этого, делаем вывод, что успешная деятельность компании во многом зависит от качества корпоративного управления . Менеджеры, работающие на повышение благосостояния акционеров, каждый свой шаг должны анализировать с точки зрения увеличения стоимости компании. Значит, основной функцией корпоративного управления является – обеспечение эффективной деятельности корпорации, ради удовлетворения интересов акционеров.
Надо полагать, что если корпорация хочет удержаться в конкурентной борьбе и получать высокую прибыль, то в ее деятельности этика и бизнес должны дополнять друг – друга. Основополагающее исследование по социальной ответственности бизнеса сделал Н Бьюнен, в монографии «Социальная ответственность бизнеса», в 50-е годы прошлого века. В научном труде он раскрыл, каким образом следует экстраполировать концепцию социальной ответственности в бизнес, и как принимать во внимание социальные последствия деловых решений.
Эффективно выстроенные корпоративные отношения не говорят о том, что у компании не выведут активы, не обманут акционеров и не преднамеренно обанкротят. Согласно анализу компании «Ernest&Yang» , «более 2/3 компаний по всему миру были жертвами корпоративных преступлений, а 85% случаев виновниками серьезных инцидентов были сотрудники компаний, а из них 55% мошенников было среди членов совета директоров .
В конце ХХ, и в начале ХХI века корпоративные конфликты в компаниях «Enron»,
Фрагмент для ознакомления
3
1) Виговская, М.Е. Профессиональная этика и этикет: Учебное пособие для бакалавров / М.Е. Виговская. - М.: Дашков и К, 2015
2) Дафт Р. Л. Менеджмент. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 655 с.
3) Дементьева А.Г. Основы корпоративного управления. М., Магистр, 2019. 575 с
4) Интервью с главой компании «Нестле» в России Марсиалем Ролланом// https://csrjournal.com/30504-intervyu-s-glavoj-kompanii-nestle-v-rossii-marsialem-rollanom.html (дата обращения 29.03.2021)
5) Корпоративная социальная ответственность /Новосиб. гос. аграр. ун-т; сост.: Чернова С. Г. – Новосибирск, 2018. – 34 с.
6) Корпоративная социальная ответственность. Новая философия бизнеса: Учебное пособие. – М.: Внешэкономбанк, 2018. – 56 с
7) Лисс Э.М. Деловые коммуникации / Э.М. Лисс, А.С. Ковальчук. - М.: Дашков и Ко, 2018
8) Макарова И. К. Современные модели корпоративной социальной ответственности: мировой и российский опыт//Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право, 2019. № 4. С. 107-112.
9) Одинцова, О.В. Профессиональная этика: учебник / О.В. Одинцова. - М.: Academia, 2017
10) Этический кодекс Компании «Аквафор»// https://www.aquaphor.ru/userfiles/Norms_2_pages_new.pdf (дата обращения 29.03.2021)