Фрагмент для ознакомления
2
Введение
У отдельных государств правовые системы являются уникальными, однако у ряда правовых систем обнаруживаются определенные сходные черты. Эти черты может отразить понятие правовой семьи. Правовая семья - это совокупность нескольких национальных правовых систем, которые имеют общие исторические корни и отличаются общностью правовых принципов, источников, структуры права и других правовых явлений. Основаниями для объединения правовых систем в правовые семьи выступают определенные свойства, такие как исторические корни, понятие нормы права, источники права, статус юридической практики, статус доктрины, общие принципы правового регулирования, система отраслей и институтов права и юридические понятия и терминология.
1.Основные источники гражданского права в африканских странах
Племенные традиции и обычаи составляют обычное (традиционное) право. Обычное право Африканских народов отличается существенным многообразием, так как обычаи Африки и Мадагаскара были многочисленными. Главное в обычном праве - соблюдение обязанностей. У каждого племени формировалась собственная, уникальная система обычных норм, ведь каждая община удовлетворяла саму себя и поэтому имела свои обычаи и нравы, которые находились в памяти вождей. Так в странах Африки имелись народности с демократическим режимом правления и с монархическим. Существовали первобытные племена, в которых элементы политической организации почти полностью отсутствовали. Семьи могли быть матриархальными и патриархальными. Землей народы пользовались в разных местах и по различным нормам. Вместе с тем можно выделить черты, которые будут присущи традиционному праву в целом, так как различия между обычаями одного района или одной этнической группы были, как правило, незначительными, а иногда носили совсем ничтожный характер.
Традиционное право - это совокупность неписанных правил, которые передаются из поколения в поколение и не формулируются в виде каких- либо литературных и юридических текстов (исключения составляют немногочисленные примеры письменных источников определенных племен). Обычное право в первую очередь регулирует отношения групп или сообществ, а не отдельных индивидов. Например, в соответствии с африканским обычным правом брачный договор - это соглашение двух семей, а не союз двух людей, отсюда развод может быть возможен только с обоюдного согласия этих семей. Во многих странах Африки до сих пор сохранены «странные» для восприятия современных людей обычаи. Другие частные отношения также содержат в себе приоритет групповых отношений над индивидуальными. Право собственности на землю принадлежит социальной группе, имущество по наследству переходит не отдельному лицу, а семье или иной группе, при возмещении ущерба выплату производит семья или клан другой семье или клану.
Еще одна особенность - тесная взаимосвязь и переплетение правовых норм с нормами морали, народных обычаев и традиций. Отсюда в Африке справедливым считается то, что способствует сплочению группы, восстанавливает согласие между ее членами. Если у сторон возникают конфликты, то они руководствуются идеей примирения заинтересованных лиц. Эта особенность накладывает свой отпечаток на деятельность судебных органов. Например, если суд европейского типа устанавливал право индивида на что-либо, то последний не пользовался им, чтобы не нарушать сплоченность группы, к которой он принадлежал.
Существенные изменения традиционное право стран Африки стало претерпевать после вступления в силу права европейских метрополий в XIX в. Метрополия - это государство по отношению к своим колониям, эксплуатируемым территориям. Метрополии, прежде всего, стремились запретить некоторые варварские обычаи, изменить правосудие и процессуальные нормы, выросшие на базе обычного права, наладить торговлю со странами Африки, и сделать возможным эксплуатацию их ресурсов. Для этого была создана современная администрация. Однако каждая из метрополий выделяла для себя приоритетные изменения для собственной выгоды.
Основными странами-колонизаторами Африки были: Франция, Великобритания, Португалия, Бельгия, а также Голландия, Италия и Испания. Политика Франции относительно колоний закреплялась в Конституции Франции 1946 года. Она провозглашала, что туземцы сохраняют свой личный статус в том случае, «если они от него не отказываются». К числу стран со смешанной правовой системой, где современные отрасли законодательства основаны на французской правовой традиции, то есть на романо-германском праве, но в то же время население продолжает широко применять местное обычное право, к которому относятся такие государства как Бенин, Буркина-Фасо, Габон, Гвинея, Нигер, Мадагаскар, Чад и др.
Немногим отличалось положение в странах, которые являлись колониями Бельгии: Бурунди, Конго, Руанда. Например, в Конго принцип уважения туземных обычаев был подтвержден ранее. Это было связано с образованием независимого государства Конго в 1885 году и колониальной хартией от 18 октября 1908 года. Так в Бельгийском Конго и во французских владениях ассимиляция права рассматривалось как нормальное завершение цивилизаторских действий. Метрополия брала в свои руки управление страной.
К странам, где шло распространение английского общего (англосаксонского) права, относятся Гана, Замбия, Либерия, Нигерия, Уганда и др. Англичане проводили политику косвенного управления, она не так сильно стремились к преобладанию их концепций на подвластных им территориях. Обычное африканское право сохранялось, оно преобладало в регулировании брачно-семейных, наследственных и земельных отношениях.
2.Деятельность ОХАДА по гармонизации гражданского права в Африке
Современные африканские государства пришли к политической независимости после деколонизации политических систем ряда стран вследствие участия африканского народа в двух мировых войнах. Получая независимость, большинство африканских государств сохранило в неизменном виде французское право, ранее распространенное на их территории без адаптации к реалиям местной экономики и специфике социально-экономической ситуации.
Создание Организации для гармонизации в Африке частного права (ОХАДА - OHADA) явилось логическим следствием тревожной констатации, признающей регрессивное уменьшение, если только не полное отсутствие иностранных инвестиций в субрегионе Западной Африки. Именно в поисках эффективного решения выхода из этой проблемы была рождена идея правовой субрегиональной интеграции. В 1962 г. была проведена акция по созданию учреждения для унификации и гармонизации права. В мае 1963 г. эта идея была снова объявлена и привела к созданию Африканского и Мальгашского Союза (U.A.M.). Затем появились Африканское и Мальгашское Бюро Исследований и Изучений Законодательства (B.A.M.A.R.E.L. или B.A.M.R.E.L.), созданное на уровне Африканской и Мальгашской Организации Экономического Сотрудничества (O.A.M.C.E.), ставшей позднее Африканской и Мальгашской Общей Организацией (O.C.A.M.). К сожалению, OCAM и BAMREL не были должным образом финансированы и существовали непродолжительный период.
17 октября 1993 г. в Порт-Луи (о. Маврикий) состоялась конференция франкоговорящих стран, на которой был представлен проект на подписание главам государств и делегаций Африки. Договор о создании OHADA подписали 14 государств (Бенин, Буркина-Фасо, Камерун, Центральноафриканская Республика, Коморские Острова, Конго (Браззавиль), Кот-д’Ивуар, Габон, Экваториальная Гвинея, Мали, Нигер, Сенегал, Чад и Того). В дальнейшем к ним присоединились еще 3 государства (Гвинея-Конакри, Гвинея-Бисау и Демократическая Республика Конго). Итого на сегодняшний день 17 государств являются участниками договора OHADA.
ОХАДА состоит из двух интеграционных объединений: Западной Африки (ЗА) - Западноафриканский экономический и монетарный союз (УЕМОА) (от фр. - L’Union еconomique et motaire ouest-africaine - UEMOA) и Центральной Африки (ЦА) - Центральноафриканское экономическое и монетарное содружество (СЕМАК) (от фр. - La Communautе еconomique et montane de l’Afrique centrale - CEMAC). Для них создание ОХАДА было очередным шагом в углублении региональной интеграции.
В ее состав входят 17 стран:
все члены УЕМОА (8): из них 7 франкоязычных - Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того и 1 португалоязычная - Гвинея-Бисау;
все члены СЕМАК (6): из них 5 франкоязычных - Камерун, Республика Конго, Габон, Центральноафриканская Республика (ЦАР), Чад и 1 испаноязычная - Экваториальная Гвинея;
Гвинея, Коморские Острова и Демократическая Республика Конго (ДРК).
ОХАДА открыта для всех государств - членов Африканского Союза (АС), то есть согласия государств - членов ОХАДА не нужно. Присоединение государств - не членов АС возможно при условии согласия всех стран - участниц ОХАДА.
УЕМОА и СЕМАК были сформированы, соответственно, в январе и марте 1994 г. Это стало результатом интеграционных процессов, начавшихся между странами - членами этих объединений после обретения независимости в конце 1950-х - начале 1960-х годов. [1]. Соглашение об УЕМОА вступило в силу в августе того же 1994 г., о СЕМАК - в июне 1999 г.
Самой главной общей особенностью УЕМОА и СЕМАК является использование единой валюты в границах своих объединений - франка CFA, вокруг которой они возникли. Аббревиатура CFA означает “Franc de la Communautе financiеre africaine” (франк африканского финансового содружества) в УЕМОА и “Franc de la coopеration financiеre en Afrique Centrale” (франк финансового сотрудничества в ЦА) - в СЕМАК. Франк CFA существует в двух вариантах валютных кодов: XOF для УЕМОА и XAF для СЕМАК (в соответствии с нормами ISO 4217). Валюты XOF и XAF не являются взаимозаменяемыми. Франк CFA привязан к валюте Франции. После введения евро был установлен фиксированный курс: 1 евро = 655,957 франка CFA.
Заключение
Изначально всю общественную жизнь в Африке и на Мадагаскаре охватывал обычай. Именно он устанавливал правила организации общества в политическом и экономическом аспектах, регулировал семейные отношения и правила обмена между индивидуумами, контролировал уголовный процесс. Обычаи складывались, чтобы регулировать отношения между членами одного и того же общества или обществ, родственных по образу жизни. Повиновение обычаю было, как правило, добровольным, потому что каждый человек считал, что обязан жить так, как жили его предки. Чаще всего люди испытывали страх перед сверхъестественными силами, именно они заставляли народ уважать традиционный образ жизни.