Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Федерализм в современном мире не утратил своего значения, а наоборот все больше государств идут по пути построения федерализма, несмотря на то что подавляющее большинство государств мира являются унитарными, немало. Сегодня их число достигло 28 (некоторые из них не имеют конституционного наименования федерации, но по всем главным признакам могут характеризоваться в качестве федеративных государств Испания, Южно-Африканская республика).
Говоря о федерализме в России, а именно обусловливавшими тенденциями для его развития, как целым комплексом присущих ему своеобразных особенностей, связанных с историческими, экономическими, социально-культурными и национально-этническими факторам, можно сказать, что возникают и дискуссионные аспекты федерализма как формы государственного устройства процессе построения федеративных отношений по вопросам распределения полномочий и предметов ведений между органами федеральной государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации, в особенности, в бюджетной сфере, все это и определяет актуальность.
Целью работы является рассмотрение понятия, признаков и видов федеративных государств.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых-правоведов, рассматривавших вопрос федеративного устройства государства в современном мире:
Структура работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
1. Федеративное государство: понятие и признаки
Федеративное государство - это сложное союзное государство, части которого обладают признаками государственности. Наряду с традиционной трактовкой имеются взгляды, то что федерализм - это способ формирования геополитического пространства как единого целого; совокупность политико-правовых норм, обеспечивающих федеративные отношения в государстве; форма политико-правового мышления; политическое движение в защиту федеративного государственного строя; и даже отражение связей между людьми, стремящимся к объединению. В последнем случае мы имеем дело с чрезвычайно бесформенной идеалистической позицией, стремящейся предельно социологизировать проявление государственно-правовой жизни .
Федеративная форма государственного устройства впервые в истории была применена в конце XVIII в. в Северной Америке, где 13 штатов, объединившись, образовали «более совершенный союз» под названием Соединенные Штаты Америки.
Рассмотрим признаки федеративного государства :
- территория государства разделяется на субъекты федерации - относительно самостоятельные государственные образования, обладающие определенной политической автономностью, которые находятся в подчинении федеральному центру и федеральным законам;
- имеют свою налоговую систему, органы местного самоуправления, а иногда своё гражданство (как правило сохраняют единое гражданство);
- наличие двух уровней государственного управления: уровня федерации и уровня субъектов федерации, федеральных и местных законодательных и исполнительных органов;
- функционирование, соответственно, федерального и мест¬ного законодательства (которое не должно противоречить федеральному);
- наличие федеральных и местных налогов, федеральных и местных судов.
Федерализм может рассматриваться в различных наук, но самом общем виде он определен как философская, политико-правовая идея, предполагающая сочетания в себе единство и многообразие в территориальном устройстве государства и его системе управления.
Следовательно, федерализм предполагает собою набор независимых концепций, также моделей федерализации - теоретических аналогов действительно имеющихся федеративных систем. Большинство концепций федерализма, составляющих основу его теории, являются американскими по своему происхождению и опираются на информацию о развитии федерации в США, следовательно, выделяют такие концепции федерализма как :
- классический;
- дуалистический или дуальный;
- теория прав штатов;
- кооперативный;
- конкурентный федерализм;
- централизованный (исполнительный) федерализм.
Данные концепции сильно отличаются в различных странах мира -
федерализм «получает свой собственный отпечаток в каждой стране, сообразно народному духу и особенностям исторического положения».
Теперь поговорим о каждой концепции, то есть раскроем ее содержание.
Классическая (дуалистическая) её создателями является А. Гамильтон и Д. Мэдисон, однако многие исследователи признают значительный вклад в ее создание А. де Токвиля и Д. Джея. Классический федерализм, основанный на идее принципиальной делимости суверенитета в рамках государства, означает обоюдное невмешательство в обособленные полномочия центра и субъектов федерации, иногда выражается в сужении полномочий, которыми располагает
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
2. Абдулаев М. И. Теория государства и права. - М.: Магистр-Пресс, 2020. - 472 c.
3. Абражеева Д.В., Корниенко А.В., Симонова М.А., Степанова Т.В. Народный суверенитет: проблема понятия, сущности и содержания // Успехи современной науки и образования. – 2017. Том 8. - № 4. – С. 104-107.
4. Братановский С. Н. Теория государства и права. - М.: Приор-издат, 2018. - 174 c.
5. Василенко А. И. Теория государства и права. - М.: Книжный мир, 2020. - 384 c.
6. Венгеров А. Б. Теория государства и права. - М.: Новый Юрист, 2019. - 624 c.
7. Гуляков А.Д. Достижения и проблемы в исследовании федерализма // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – 2020. – № 2. – С. 16-26.
8. Исаков В. Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2019. - 255 c.
9. Кагерманов А. С. Законность в правовом государстве // Молодой ученый. - 2019. - №15. - С. 458-460.
10. Комаров С. А. Общая теория государства и права. - М.: Юридический институт, 2019. - 352 c.
11. Лазарев В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2019. - 521 c.