Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Развитие рыночных отношений, доста-точно высокий уровень конкуренции на рынках требуют от предприятий, эффективных форм хозяйствования, управления производством и реализаци-ей продукции каждой бизнес-единицы, каждого структурного подразделения предприятия, сегмента бизнеса, достижения конкурентоспособности произ-водимой продукции и услуг, активизации инициативы и предприимчивости. Первостепенная роль в реализации этих задач принадлежит постоянному мониторингу и анализу основных показателей производственно-экономической деятельности каждого сегмента бизнеса, позиционированию их на внутреннем и внешнем рынках, конкурентоспособности и устойчивости предприятия. При этом формируется особый сегмент комплексного эконо-мического анализа – управленческий анализ, результаты которого позволя-ют обосновать эффективные управленческие решения, включая стратегиче-ское управление организацией.
1. Теоретические основы управленческого анализа
Возникновение управленческого анализа как одного из видов внутри-хозяйственного экономического анализа было связано с делением бухгалтер-ского учета на финансовый учет, формирующий информацию для внешних пользователей, и управленческий учет, данные которого используются для целей управления организацией [2, С.101]. Будучи элементом бухгалтерско-го учета, как источник информационного обеспечения менеджмента органи-зации управленческий анализ является самостоятельной наукой прикладного характера.
Задачей внутреннего ретроспективного анализа является определение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия путем сопоставлении затрат и результатов по различным объектам учета в разных временных интервалах (месяц, квартал, год). Оперативный анализ нацелен на оценку краткосрочных изменений состояния объекта и проводит-ся для выявления отклонений и возможностей доведения его до необходимо-го запланированного уровня. Задачей внутреннего перспективного анализа является подготовка информации для принятия управленческих решений, направленных на будущее. В зависимости от сроков прогнозирования он бывает краткосрочным или стратегическим [4].
Управленческий анализ дает возможность прогнозирования изменения затрат, производственных показателей и рыночной среды.
Система целей управленческого анализа:
оценка места предприятия, сегментов бизнеса на рынке данного товара или услуг (определение организационно-технических возможностей пред-приятия; выявление конкурентоспособности продукции, емкости рынка);
анализ ресурсных возможностей увеличения объемов производства и продаж за счет лучшего использования основных факторов производства: средств, предметов труда и трудовых ресурсов;
оценка возможных результатов производства и реализации продук-ции, факторов ускорения этих процессов; принятие управленческих решений по ассортименту и качеству продукции, запуску новых производств, дивер-сификации деятельности;
выработка стратегии управления затратами на производство по от-клонениям, по центрам затрат, центрам ответственности; определение поли-тики ценообразования;
анализ взаимосвязи объема продаж, затрат и прибыли с целью управ-ления безубыточностью производства.
Субъектами управленческого анализа являются руководство, менедже-ры, специалисты, а также привлеченные аудиторы, эксперты и консультанты. Объектом изучения управленческого анализа являются экономические систе-мы предприятий, бизнес-процессы, совокупность хозяйственных процессов в организации. При этом сама по себе хозяйственная деятельность должна быть направлена на достижение цели (целей) всей организации.
Объектами управленческого анализа как метода стратегического управления предприятием, организацией являются ресурсы (средства, пред-меты труда, трудовые ресурсы) и результаты (продукция и себестоимость), позиционирование на рынке, рыночная среда. Если рассматривать процессы воспроизводства и кругооборота капитала, то управленческий анализ охва-тывает материальные потоки групп «А», «Б» и частично «В» (процессы снабжения, производства и частично потребления).
2. Характеристика целей и задач управленческого анализа
Целью любого анализа является экстраполяция или интерполяция его результатов на иные временные или пространственные объекты и на основе этого – выработка прогнозов относительно состояния этих объектов или до-стижения желаемых их состояний. Объекты изучения в экономических науках изначально имеют сложную структуру, характеризуются множеством системных связей, а поведение их не детерминировано. Даже простое описа-ние экономических систем, а тем более принятие решений по управлению ими требует применения развернутого аналитического инструментария, в этой связи в экономических науках широкое распространение получили все-возможные классификации видов анализа, выделен управленческий анализ.
Управленческий анализ – термин относительно новый, пока не нашед-ший широкого распространения ни в академической среде, ни среди практи-ков, менеджеров и экономистов. В связи с этим первой задачей, которая сто-ит перед исследователями этого направления анализа, – определить место управленческого анализа среди экономических наук, поскольку в качестве информационной базы управленческого анализа используется преимуще-ственно экономическая информация: учетные данные, экономические показа-тели, финансовые нормативы [13, С.38].
Обобщающим, корневым понятием в этом контексте является понятие экономического анализа. В зависимости от того, что является объектом ис-следования в экономике, выделяют макроэкономический анализ и микроэко-номический. Объектами первого являются экономики, отрасли и группы (кластеры) субъектов, объектом изучения второго – отдельные хозяйствую-щие субъекты.
Предметом управленческого анализа являются результаты внутрихо-зяйственной деятельности организаций различных отраслей (выпуск и реа-лизация продукции, реализация товаров, объем строительно-монтажных ра-бот, объем услуг, объем перевозок и др.), а непосредственные объекты управленческого анализа - это сегменты предпринимательской деятельности коммерческих организаций (организация в целом, участок, бригада, передел, заказ и т. д.).
Управленческий анализ направлен на выявление внутренних ресурсов и возможностей предприятия, оценку текущего состояния бизнеса, выявление стратегических проблем. Целесообразность проведения управленческого анализа определяется несколькими факторами: во-первых, он необходим при разработке стратегии развития предприятия и в целом для реализации эф-фективного менеджмента, поскольку представляется важным этапом управ-ленческого цикла; во-вторых, для оценки инвестиционной привлекательности предприятия, определения позиции предприятия в национальных и иных рейтингах; в-третьих, управленческий анализ позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды.
3. Методологические аспекты проведения управленческого анализа
В обобщенном виде методы управленческого анализа основаны на изучении соотношения между 3-я группами показателей:
– расходы;
– размер производства продукции и продажа выпущенной продукции или услуг;
– получение максимальной прибыли организации.
Управленческий анализ включает семь этапов:
1) оценка места организации на рынке конкретного товара;
2) анализ выявления и использования факторов производства:
– предметов труда;
– средств труда;
– трудовых ресурсов;
3) оценка результата выпуска и эффективности продажи продукции;
4) принятие управленческих решений по качеству и ассортименту про-дукции;
5) разработка стратегии управления расходами на выпуск продукции;
6) формирование ценовой политики организации;
7) анализ и оценка безубыточности производства.
Методы управленческого анализа разнообразны и зависят от целей, задач и видов проводимого анализа. Так, при проведении ретроспективного анализа наиболее применимы методы факторного и маржинального анализа в системе «директ-костинг». В перспективном анализе могут быть широко использованы такие методы, как соотношение результатов, затрат и объема продаж, соотношение доходов и расходов будущих периодов; экономико-математическое моделирование; построение имитационных моделей [5, С.152]; стохастические методы прогнозирования; экспертные приемы анали-за и др.
Рассмотрим некоторые отраслевые особенности управленческого ана-лиза деятельности коммерческих организаций. Среди основных особенно-стей деятельности торговых организаций можно назвать:
– высокий удельный вес коллективной и частной собственности, обу-славливающий преимущественно наличие розничной торговли;
– высокая доля оборота наличных денег и более быстрая оборачивае-мость и эффективность инвестиций, в том числе и ценных бумаг;
– большое число мелких торговых организаций, затрудняющее госу-дарственное регулирование их деятельности (налогообложение, санэпиднад-зор, защита прав потребителей);
– наличие коммерческой тайны и невозможность получения полной и достоверной информации для проведения экономического анализа;
– увеличение ассортимента и количества товаров, с одной стороны, и изменение уровня цен и доходности населения – с другой, что усложняет изучение потребительского спроса покупателей;
– высокая доля коммерческого риска, которая зависит от конъюнктуры рынка, полноты маркетинговой информации, инфляционных процессов и пр.
Цели управленческого анализа деятельности торговых организаций – оценка результатов внутрихозяйственной деятельности торговых организа-ций, выявление факторов и резервов их увеличения с целью улучшения то-варопродвижения и удовлетворения спроса покупателей.
В соответствии с этим необходимо проанализировать показатели объе-ма оптового и розничного товарооборота (по формам и направлениям реа-лизации, по товарной структуре и ассортименту), скорости товарооборота, уровня и товарных запасов, использования ресурсов и издержек обращения. Не менее важными являются оценка качества торгового обслуживания поку-пателей и выявление возможностей его улучшения наряду с определением резервов улучшения товаропродвижения в целом.
Для организаций общественного питания главными особенностями их деятельности, вытекающими из функционального назначения (удовлетворе-ние потребностей населения в питании), можно назвать: производство, реа-лизацию и организацию процесса потребления собственной продукции и по-купных товаров. Соответственно управленческий анализ должен быть наце-лен на выявление возможностей улучшения качества и ассортимента соб-ственной продукции и повышения уровня обслуживания потребителей.
Деятельность строительных организаций также не лишена особенно-стей, связанных со спецификой видов (промышленное, жилищно-гражданское) и способов строительства (хозяйственный, подрядный, с при-влечением субподрядных организаций), зависимостью сроков строительства от технологии строительно-монтажных работ и природно-климатических условий, территориальной неподвижностью строительного производства, наличием больших объемов незавершенного производства.
Управленческий анализ в строительстве необходимо проводить с целью выявления резервов роста строительной продукции в соответствии со срока-ми и качеством выполнения строительно-монтажных работ. В соответствии с этим целесообразно изучить качество проектно-сметной документации и тех-ническую обоснованность расчетов для начала проектирования; оценить вы-полнение плана строительно-монтажных работ по объему, качеству, степени готовности, срокам строительства, степени выполнения договорных обяза-тельств по вводу в действие объектов; проанализировать обеспеченность ре-сурсами и затратоемкость строительного производства. По результатам оце-ночных процедур выявляют влияние факторов на выполнение производ-ственной программы в целом.
Заключение
Таким образом, управленческий анализ – это комплексный анализ внутренних ресурсов и внешних возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выяв-ление стратегических проблем и приоритетов развития.
Цель управленческого анализа - это предоставление информации соб-ственникам и (или) менеджерам (другим заинтересованным лицам) для при-нятия управленческих решений, выбора вариантов развития, определения стратегических приоритетов. Изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования, разработка важней-ших вопросов конкурентной политики предприятия и инновационных про-грамм его развития на перспективу, обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бороненкова С.А. Комплексный экономический анализ в управлении предприятием: Учебное пособие / С.А. Бороненкова, М.В. Мельник. – М.: Форум, 2016. – 352 с.
2. Волкова О.Н. Управленческий учет: Учебник и практикум / О.Н. Волкова. – М.: Юрайт, 2019. – 461 с.
3. Константинов В.А. Управленческий учет и анализ с практическими примерами / В.А. Константинов, И.А. Коростелкина, Л.В. Попова. – М.: Дело и сервис, 2017. – 176 с.
4. Савицкая Г.В. Теоретические основы анализа хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Г.В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2018. – 217 с.
5. Булгакова С.В. Управленческий учет в оценке эффективности экономического субъекта и процессов деятельности / С.В. Булгакова, Н.В. Коротаева // Современная экономика: проблемы и решения. – 2017. – № 3 (87). – С. 152–168.
6. Булгакова С.В. Моделирование финансовых показателей в стратегическом управленческом учете / С.В. Булгакова // Анализ, моделирование и прогнозирование экономических процессов: Материалы V Международной научно-практической интернет-конференции / Под ред. Л.Ю. Богачковой, В.В. Давниса. – 2013. – С. 41–43.
7. Ендовицкий Д.А. Экономический анализ эффективности использования ресурсов медицинских организаций на основе выполнения показателей использования коечного фонда / Д.А. Ендовицкий, С.В. Головин, А.В. Чуриков // Современная экономика: проблемы и решения. – 2020. – № 1 (121). – С. 77–86.
8. Ендовицкий Д.А. Анализ влияния идеи корпоративной устойчивости на современную практику внутреннего контроля корпораций / Д.А. Ендовицкий, М.В. Панкратова // Современная экономика: проблемы и решения. – 2018. – № 3 (99). – С. 49–64.
9. Иванова К.А. Взаимосвязь управленческого и финансового анализа на предприятии / К.А. Иванова, И.И. Максимова // Вестник современных исследований. – 2018. – № 6.4 (21). – С. 151–153.
10. Костюкова Е.И. Управленческий учет в условиях применения концепции жизненного цикла продукции / Е.И. Костюкова, А.В. Фролов, Е.А. Медведева // Современная экономика: проблемы и решения. – 2020. – № 1 (121). – С. 118–125.
11. Лубков В.А. KPI как инструмент мотивации персонала / В.А. Лубков, Т.А. Бузина // Финансовый вестник. – 2016. – № 4 (35). – С. 31–34.
12. Любушин Н.П. Экономический анализ устойчивого развития субъектов хозяйствования в условиях цикличности / Н.П. Любушин, Н.Э. Бабичева, А.И. Лылов // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – Т. 17. – № 1 (472). – С. 4–17.
13. Попова Л.В. Развитие инструментария управленческого учета и управленческого анализа / Л.В. Попова, Г.И. Жабер, В.В. Крылова // Управленческий учет. – 2018. – № 11. – С. 36–48.
14. Пряничникова А.К. Анализ отклонений как инструмент контроллинга / А.К. Пряничникова, М.А. Вахрушина // Современные системы финансового и управленческого учета: от теории к практике: Сборник научных студенческих статей. – М., 2017. – С. 114–120.