Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Организация специальных мероприятий по предотвращению и пресечению массовых беспорядков заключается в выделении конкретных руководителей и исполнителей, планировании их подготовки, порядка проведения, а также их всестороннем обеспечении.
Организацию специальных мероприятий проводят по необходимости, которая возникает при ухудшении оперативной обстановки.
Часть специальных мероприятий ОВД осуществляют постоянно. Иногда их проводят целенаправленно при борьбе с конкретными видами преступлений, например наркоманией, бытовыми преступлениями, преступлениями несовершеннолетних.
1. Организация специальных мероприятий по предотвращению и пресечению массовых беспорядков
В ходе повседневных оперативных мероприятий сотрудники ОВД обязаны добыть информацию о готовящихся массовых беспорядках и довести ее до своих руководителей.
После проверки полученной информации, особенно если она поступила из нескольких источников, оперативные начальники (начальник РОВД и выше) дают указания о проведении целенаправленной оперативной работы.
Выявляя факты подготовки к организации массовых беспорядков, оперативные работники определяют круг лиц, которые являются организаторами, подстрекателями, ведущими активную подготовительную работу (изготовление орудий для нанесения ударов, причинение травм и т. п., заготовка холодного и огнестрельного оружия). При выявлении лиц, изготавливающих орудия преступлений, холодное или огнестрельное оружие, их задерживают и возбуждают уголовные дела.
2. Направления повышения эффективности предупреждения массовых беспорядков в части их профилактики и предотвращения
Повышенный уровень общественной опасности и масштабность массовых беспорядков обусловливают необходимость выработки и постоянного совершенствования эффективных мер противодействия таковым, в первую очередь упреждающего, превентивного характера, направленных на недопущение формирования причин и условий для начала осуществления соответствующей преступной деятельности, а также на исключение возможности развития выявленных детерминант в конкретные уголовно наказуемые деяния, связанные с такими беспорядками.
Специальные криминологические меры в наибольшей степени необходимы и эффективны на ранних стадиях формирования и реализации преступного умысла, поскольку направлены на устранение (минимизацию) предпосылок для развития соответствующей криминальной деятельности. Основным законодательным актом в области предупреждения преступности является Федеральный закон от 23 июня 2016 г. №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», в котором, впрочем, не содержится положений, которые бы непосредственно учитывали специфику профилактики массовых беспорядков, их организации и призывов к таковым. «Как отмечают отдельные учёные, этот Федеральный закон, по сути, не предложил какие-либо новые, не известные ранее подходы к профилактике и предупреждению правонарушений в целом, поскольку таковые уже были отражены в отдельных нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность правоохранительных органов, а обобщил и систематизировал имеющиеся положения в области превентивной деятельности» .
В настоящее время особую значимость приобретают профилактические криминологические меры, ориентированные на отдельные социальные группы, которые потенциально могут быть вовлечены в совершение массовых беспорядков. Профилактика, ориентированная на определённые группы населения, прежде всего, на молодёжь, связана с принятием мер, удерживающих лиц, принадлежащих к таким группам, от становления на путь организации массовых беспорядков, участия в них, а равно содействия таковым. В данном случае особое внимание должно уделяться тем группам, которые могут проявлять недовольство какими-либо политическими, социальными и иными событиями, например, теми или иными непопулярными реформами, проводимыми государством, прежде всего, тогда, когда ими публично, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, выражаются те или иные протестные настроения, допускаются высказывания и прочие выражения деструктивного характера.
Заключение
В целях преодоления возникающего социального конфликта требуется диалог между местной властью и гражданским обществом, который целесообразно выстраивать на научно обоснованной концепции обеспечения государственной и общественной безопасности с учётом складывающихся межнациональных и межконфессиональных отношений. Данную концепцию целесообразно основывать на комплексе сведений об особенностях и проблемах конфессий, имеющихся в соответствующих муниципальном образовании и в субъекте Российской Федерации в целом.
В тех случаях, когда профилактические меры не привели к желаемому результату, и несмотря на предпринятые усилия, сформировались причины и условия, достаточные для возникновения массовых беспорядков и совершения связанных с ними преступлений, на первый план выходит криминологическое предотвращение развития имеющихся детерминант в конкретные уголовно наказуемые деяния, особенно имеющие массовый характер. На этапе предотвращения массовых беспорядков, а равно в ходе пресечения таковых важно предпринимать меры, направленные на лишение определённых групп либо отдельных лиц самой возможности осуществлять преступную деятельность в рамках приготовления и совершения массовых беспорядков, а равно способствования таковым.