Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Понятие военной службы, как объекта уголовно – правовой охраны.
Военная служба в своем общем определении является сложным социальным и правовым явлением, которое характеризуется не только военным правом и законодательством, а также иными нормативными актами, регулирующих нормы военной службы. Военную службу, порядок формирования, перечень требований, условий комплектования в Вооруженные Силы РФ определяет ФЗ «Об обороне».
Характерными признаками для определения военной службы является:
- осуществление военной службы в военных организациях, которые имеют разное наименование, но относятся к военной структуре государства,
- государство устанавливает необходимые требования для поступления на военную службу, в которых регламентируется права, обязанность и ответственность за нарушение военного законодательства,
- военная служба характеризуется тем, что формируется для целей осуществления военных действий,
- государство определяет для каких целей создана военная служба, ее внутреннее устройство и требования, которые отличают военную службу от обычного гражданского общества.
Военная служба является особенной структурой, которая определяет состав воинских формирований, осуществляющих деятельность и функционирование Вооруженных Сил РФ и носит государственный характер.
Основными направлениями военной службы является: осуществление защиты государства, ее территории от внешних посягательств; финансовое содержание военной службы и органов осуществляющих ее, происходит исключительно из расчета федерального бюджета; нормативно – правовое регулирование военной службы осуществляется только федеральными органами исполнительной власти.
Общественные отношения в соответствии со ст. 331 УК РФ, охраняемые государством и регулирующие порядок нахождения и прохождения военной службы являются объектом преступлений против военной службы.
Определяя цель формулировки и причину общественной опасности преступлений против военной службы характеризуется тем, что в первую очередь они посягают на общественные отношения, которые определяют системы вооруженных сил, сфера которых регулируется военным законодательством и тем самым нарушая порядок и дисциплину войск, а также провоцируют и способствуют к осуществлению противоправных действий в совершении преступлений.
Успешное и благополучное, с учетом осуществления воинской дисциплины и боевой готовности войск, характеризует порядок прохождения военной службы и определяет совокупность отношений, которые способствуют успешному выполнению задач и целей для защиты государства в первую очередь от внешних угроз. Четкое и безотлагательное соблюдение соответствующего порядка, который регулирует и определяет военное законодательство - составляет основу воинской дисциплины, без которой в принципе не может существовать армия любого государства и соблюдение этого прядка обеспечивает выполнение задач, которые возложены на Вооруженные Силы и воинские формирования РФ.
Первоочередным юридическим критерием, осуществляющие законное определение и функционирование Вооруженных Сил РФ, является Уголовный кодек РФ, где четко сформулирована ответственность за нарушение военного законодательства. Но ввиду возможного разнообразия противоправного поведения военнослужащих, меры ответственности могут попадать и на определение иных отраслей права, таких как гражданское, административное, поэтому в части рассматриваемых преступлений, касающихся военнослужащих, важно провести по материальному юридическому критерию, в целях определения соответствия правонарушения по строгим обстоятельствам.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ и ст. 331 УК РФ не являются преступлениями против военной службы деяния, формально содержащие признаки преступления, которое предусмотрено уголовным законодательством, но в силу малозначительности не представляет большой общественной опасности. Кроме того, совершение военнослужащим любого другого преступления, не связанного с посягательством на порядок прохождения военной службы, не образует преступлений против военной службы и квалифицируется как иные, например общеуголовные преступления (причинение смерти или тяжкого вреда здоровью по неосторожности; оскорбление военнослужащего не в связи с исполнением обязанностей военной службы).
Специфика уголовной противоправности данных преступлений состоит в том, что все эти преступления, будучи бланкетными, нарушают не только соответствующий уголовно-правовой запрет, но и правила военной службы, закрепленные в воинских уставах, других законах и иных нормативно-правовых актах.
Преступления совершенные по квалификации не относящиеся к военной службе, хоть и является правонарушитель военнослужащим, не имеет отношения к посягательству на порядок прохождения военной службы н не определяет категорию преступления, относящиеся к военной службе и формируют преступление как общеуголовное.
Также следует отметить, что те преступления которые и могут в целом нарушать порядок прохождения военной службы, но не имеют отношения согласно установленным признакам к перечню преступлений против военной службы, состава преступления к данной категории не образуют
Военная служба, как объект уголовно- правовой охраны является, охраняемая уголовным законом от преступных посягательств на военную безопасность, представляющая собой состояние боевой готовности военной организации государства, гарантирующее вооруженную защиту конституционному строю, независимости, суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации от внешних и внутренних угроз.
При рассмотрении объекта преступления не менее актуальным является вопрос о юридической природе понятия «военная служба». Категория «военная служба» для понимания проблем уголовной ответственности за преступления против военной службы является основополагающей и имеет важное методологическое значение. В уголовно-правовой науке обозначились три подхода к рассмотрению данной категории.
Первый - легальный (официальный), в соответствии с которым военная служба отнесена к особому виду федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах исполнительной власти (ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»). Этот подход рассматривает военную службу в узком смысле.
Второй - традиционный - рассматривает военную службу в качестве самостоятельной отрасли права, с присущим самостоятельным предметом, методом, принципами, целями и задачами военной службы. По смыслу данного подхода военной службе придается широкое понимание.
Третий подход - авторский. В юридической литературе военная служба отождествляется с такими понятиями, как «военная безопасность». Порядок прохождения военной службы представляет собой совокупность отношений, обеспечивающих успешное выполнение задач вооруженной защиты государства. Строгое соблюдение этого порядка составляет основу воинской дисциплины, которая обеспечивает выполнение задач, возложенных на Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Российской Федерации.
Несмотря на то, что по различному содержанию определяются правомерные действия в отношении военной службы, они имеют конкретные границы социально -правового явления, которые в совокупности осуществляют единый смысл в понимании военной службы. Легальный и традиционный подходы обращают внимание на субъектов военной службы и деятельность военной организации. Авторский подход подчеркивает роль общественных отношений как определяющий признак сущности преступлений против военной службы.
Концептуальные наработки, касающиеся понятия «военная служба», нашли отражение в Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 25 декабря 2014 г., федеральных законах от 31 мая 1996 г. «Об обороне», от 24 января 1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе». Так, согласно ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военная служба является особым видом федеральной государственной службы, исполняемым гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах исполнительной власти.
Специфика военной службы определяет в первую очередь то, что в целях создания она имеет большое значение и в обороне государства от предупреждения внешних угроз, а также в сфере социального общества, ввиду потребностей граждан в определенной защите вооруженных сил и их формирований.
Военная служба определяет ряд признаков, которые относят ее к государственной службе, а именно:
- законность – формирует основу того, что организация военной службы осуществляется в соответствии с нормами закона, а в первую очередь согласно Конституции РФ,
- военнослужащие не являются и не имеют права быть членами какой либо политической партии,
- вышестоящие органы во главе военного управления, а также должностные лица обязана как исполнять решения самостоятельно, так и требовать немедленно исполнения необходимых решений подчиненных лиц (этот принцип определяет военную дисциплину),
- военная служба и осуществление ее деятельности, функционирует через регулярный контроль, а также подчиненность согласно уровню военных управлений и присвоенных званий военнослужащим,
- одинаковый подход, согласно способностям военной и профессиональной подготовке к деятельности, определяющей всю область вооруженных сил,
- осуществление применения мер ответственность, согласно правонарушениям, в соответствии с законодательством на равных условиях.
- обеспечение социальной защиты военнослужащих государством, с определением соответствующих льгот и гарантий.
Во-вторых, согласно ст.59 Конституции РФ в которой прописано обязательство граждан перед государством в его защите и формирование в целях привлечения граждан к военной службе, организуется определенный порядок призыва на военную службу, согласно возрастному критерию, а также определяющее количество, находящихся в запасе и порядок осуществления прохождения военных сборов.
В-третьих, правовое положение военной службы как особой сферы деятельности, которая реализуется только личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации. Реализация воинской обязанности, осуществляемой вне Вооруженных Сил, не является военной службой. Так, нельзя признавать военной службой военно-патриотическое воспитание граждан, медицинское освидетельствование и медицинское обследование при постановке на воинский учет, получение начальных знаний в области обороны, подготовку граждан по военно-учетным специальностям, обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах, занятие военно-прикладными видами спорта и др.;
В-четвертых, определенные порядок функционирования военной службы, которая в ежедневном порядке осуществляет свою деятельность и обучение, но при необходимости с учетом воинской дисциплины способность армии перейти в стадию которая определяет участие в бою, учебные занятия и тренировки, полеты и морские походы, стрельбы и пуски ракет, обслуживание разнообразной техники и уход за ней, выполнение требований внутренней, гарнизонной и караульной служб;
В-пятых, специфика реализации условий прохождения военной службы: строго определенное место прохождения военной службы, служебные отношения и служебная дисциплина, установленные сроки пребывания на военной службе, минимальный и максимальный возраст военнослужащих, требования, предъявляемые к состоянию здоровья военнослужащих, назначение на воинские должности и освобождение от них, присвоение воинских званий, ношение установленной формы одежды и знаков различия, приведение к военной присяге, направление