Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социально-культурная и досуговая деятельность, как и любая дру-гая, обладает разными целями и задачами, реализуемыми при помощи ее содержание. Формы, методы и средства являются базовыми способами, которые формируют содержание культурно-досуговой деятельности
Значит, рассматриваемые термины – основные как в теории, так и практике культурно-досуговой деятельности. Содержание может влиять как формообразующий признак тогда, когда оно будет доведено до лич-ности, усвоено ею. Огромная роль здесь принадлежит применяемым сред-ствам, особенно видеотехнологиям. Средствами являются инструменты и методы, которые применяются для выполнения разной работы или дости-жения определенных задач. Когда мы говорим о средствах, которые ис-пользуются в культурно-досуговой деятельности, мы имеем в виду спо-собность данных средств обеспечивать максимально эффективную переда-чу знаний, идей, фактов, ценностей культурного плана, опыта деятельно-сти на практике .
Так как социально-культурная деятельность относится к относитель-но молодым сферам научного знания, то и ее методология постоянно тре-бует пополнения и обогащения.
Целью данной работы является рассмотрение социально-культурного проекта как нововведения.
Задачи:
- описать сущность социально-культурного проекта;
- рассмотреть целевые ориентации социально-культурного проекти-рования;
- проанализировать различные примеры социально-культурных проектов как нововведений.
1 Сущность социально-культурного проекта
Проект представляет собой идеальное видение финишных итогов де-ятельности, идеальное описание определенной социальной услуги. Направленность проекта - достижение определенной цели.
В зависимости от цели, средств организационного характера, кото-рые применяют организатора, проекты делятся на:
1) Проекты бизнеса. Здесь применяются средства деловой организа-ции. Целью таких проектов является получение прибыли, организация коммерческих социальных проектов.
2) Проекты, которым присущ политический характер. Здесь имеется в виду создание законодательных актов, обеспечивающих прозрачность функционирования компаний;
3) Проекты социального характера. Это проекты, нацеленные на улучшение ситуации в образовании, медицине, экологической среде, соци-альная помощь детям, социально незащищенным слоям граждан, на про-филактику безнадзорности и социально значимых болезней, защиту прав населения. Данные проекты нацелены на сохранение ценностей культуры, ценностных отношений .
Проектирование представляет собой последовательное создание, описание и анализ того, каким должно быть что-либо. Проектирование включается в логическую цепочку работы над проектом:
1) Проектная цель определяется.
2) Идея разрабатывается, описывается
3) Проект реализуется.
Проектирование решает три задачи:
1) Дает возможность составлять план действий при реализации про-екта.
2) Дает возможность составлять бюджет проекта.
3) Аргументирует смету расходов и сроки проекта.
По своей структуре организации проекты могут являться постоян-ными или разовыми. Про ценности культуры проекты могут быть идеаль-но-концептуальными, организационными.
Формирование социокультурных проектов дает возможность:
1) Получить поддержку в виде финансов и ресурсов органов со сто-роны государства, спонсоров, деловых партнеров;
2) Принимать участие в конкурсах на получение грантов;
3) Улучшить работу управления деятельностью общественной орга-низации при помощи четкого распределения обязанностей и ответственно-сти;
4) Улучшить уровень эффективности использования имеющихся ре-сурсов .
Проектирование с социокультурном пространстве сегодня является важным элементом учебно-воспитательного и образовательного процесса. Направленная на отдельную независимую деятельность молодежи, проек-тирование дает возможность развивать критическое мышление.
В основе проектирования – познавательные интересы детей и под-ростков, способность их самостоятельно получить и применять новые зна-ния, быть направленным на получение информации, проявление компетен-ции в темах, которые связаны с темой проекта .
Социокультурное проектирование является элементом структуры «продуктивного обучения» - нестандартного способа организации вне-урочного времени, который направлен на оказание индивидуальной по-мощи подростку в его личностном и профессиональном самоопределении. Оно направляет на формирование творческих, информационных, социаль-ных, исследовательских, игровых, индивидуальных, коллективных и дру-гих проектов.
2 Целевые ориентации социально-культурного проектирования
Основными целевыми ориентациями проблемно-целевого проекти-рования являются:
1) Формирование условий для развития объекта общества и культу-ры в основных областях его функционирования при помощи оптимизации его связей с социально-культурной средой, разрешения проблем или све-дения их минимуму, активизации культурной сферы в адекватном для жизни состоянии.
2) Обеспечение комфортных условий для саморазвития культурной сферы при помощи активации механизмов самоорганизации, осмысленной комбинации и поддержки исторически сформировавшихся и новых соци-ально-культурных технологий, явлений .
Задачи проектной деятельности:
Фрагмент для ознакомления
3
1) Акунина Ю. А., Проектирование креативных общественных про-странств: социально-культурный подход // Вестник Московского государ-ственного университета культуры и искусств. — 2019. — № 3. — С. 167-174.
2) Баландина, Г. А. Основы социально-культурного проектирования [Текст] : учеб. пособие / Г. А. Баландина ; Министерство культуры Россий-ской Федерации, Пермский государственный институт культуры. – 2-е изд. – Пермь : ПГИК, 2016. – 122 с.
3) Бессонова, Ю. А. Понятийно-терминологическая система социаль-но-культурной деятельности [Текст] : учеб. пособие для студентов-магистров / Ю. А. Бессонова, О. В. Степанченко. – Санкт-Петербург : Лань ; Планета музыки, 2017. – 159, [6] с.
4) Брендинг Территории. Лучшие мировые практики / Под. Ред. К. Динни; пер. с англ. Веры Сечной. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013
5) Визгалов Д. В. Брендинг города. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2011.
6) Гранты в области культуры https://grants.culture.ru/grants/ (дата обращения 07.04.2021)
7) Назван самый читающий регион России // Книжная индустрия. — 2016. — № 1. — С. 8-9
8) Русский вопрос: история и современность : материалы VI Между-народной научно-практической конференции (Омск, 1-2 нояб. 2007 г.). — Омск : Наука, 2017. — 469 с.
9) Симонян Э. Г., Кризис коллективной идентичности и культурная травма // Социально-гуманитарные знания. — 2019. — № 4. — С. 172-180
10) Социально-гуманитарная экспертиза: анализ культурных страте-гий развития территорий: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 24 апреля 2013 г.). — Екатеринбург: УрФУ, 2017. — 325 с.
11) Тульчинский, Г. Л. Маркетинг в сфере культуры [Текст] : учеб. пособие / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова ; Санкт-Петербургский филиал гос. ун-та. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург : Лань ; Планета музыки, 2017. – 496 с.
12) Красносельский, С. А. Основы проектирования [Текст] : учеб. по-собие / С. А. Красносельский. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 232 с.
13) Мельник Т. Л., Организация работы с местным сообществом // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2018. — № 4. — С. 20-25.
14) Панкрухин А. П. Маркетинг территорий. 2-е изд., доп. – Санкт Петербург: Питер. 2016
15) Попович Д. А., Воспитание патриотизма через преемственность поколений: (на примере работы предприятий высокой социальной эффек-тивности) // Промышленная политика в Российской Федерации. — 2009. — N 1/2. — С. 79-84
16) Тихомиров Ю. А., Правовые модели и эксперимент в сфере куль-туры // Журнал российского права. — 2015. — № 10. — С. 19-29.
17) Управление социальным проектированием [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практич. занятий / Сиб. федерал. ун-т ; сост. Е. Л. Соколова. – Красноярск : СФУ, 2013. – 30 с
18) Чертова В., Хотите читать книгу за чашкой кофе? Пожалуйста! // Независимый библиотечный адвокат. — 2017. — № 4. — С. 30-38
19) Шнар Т. Н., Социально-культурный проект «Один день на искус-ство в пенитенциарных учреждениях Красноярского края»// Справочник руководителя учреждения культуры. — 2014. — № 12. — С. 58-65
20) Anholt, S. Competitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and Regions, Palgrave Macmillan, London, United Kingdom. 2007